Найти тему
Sports History

11 августа 1979 года. Гибель Пахтакора. Краткий обзор.

Оглавление
ФК "Пахтакор". 1979 год. Фото из открытых источников.
ФК "Пахтакор". 1979 год. Фото из открытых источников.

Доброго времени суток, дамы и господа!

Спорт - это не только радость побед и горечь поражений, но к сожалению ещё и человеческие трагедии. Каждый день в мире происходит что-то ужасное. По моему мнению мир наш так устроен. Без чего либо пугающего, ужасающего и зловещего в наше время не обойтись. К глубочайшему сожалению....

  • Об этой трагедии, которая произошла задолго до моего рождения, я узнал не из телевизора или газеты, и уж тем более не из интернета. Узнал я о ней от своей бабушки. Честно сказать я не помню в каком это было году.

Совсем недавно я посмотрел на YouTube документальный фильм о той катастрофе (ссылочку на него я оставлю в конце статьи), а теперь поведую от себя в крации, о той трагедии.

К сожалению спорт наполнен трагическими событиями, будь то взрыв бомбы на Бостонском марафоне, захват в заложники израильской сборной на олимпиаде в Мюнхене, авиакатастрофа Манчестер Юнайтед в Германии и так далее... Трагедии не обходят спорт стороной.

Август 1979 года.

В самом разгаре 42-ой чемпионат СССР по футболу. Узбекский футбольный клуб "Пахтакор" из города Ташкент прекрасно проводит сезон и тянется к вершинам сводной таблицы того сезона. "Пахтакор" на ходу, команда набирает обороты и идёт долгое время без поражений. 8 августа ташкентцы дома обыграли "Зарю" 3-1 и в хорошем настроении готовились к вылету на выездную игру против минского "Динамо". Вылет был запланирован на 11 августа......

Михаил Ан. Капитан молодёжной сборной СССР. Фото взято из Википедии.
Михаил Ан. Капитан молодёжной сборной СССР. Фото взято из Википедии.

11 августа 1979 года.

Тем злополучным утром , 11 футболистов и тренерский штаб состоящий из трёх человек, зашли на борт Ту-134, направляющегося из Ташкента в Минск. В Донецке самолёт совершил промежуточную посадку. На борту находилось в общей сложности 84 человека, включая 6 членов экипажа. Уже через 2 дня "Пахтакору" предстоял матч 19-го тура против "Динамо" Минск.

  • Михаил Ан вообще не должен был лететь на ту игру. Он был в числе травмированных игроков. Одноклубники Михаила, уговорили его полететь в Минск.

Самолёт Ту-134 авиакомпании "Аэрофлот" поднялся в небо только со второй попытки, и устремился в "вечность".

Ту-134. В ливрее "Аэрофлот"
Ту-134. В ливрее "Аэрофлот"

Примерно через 20 минут самолёт с командой "Пахтакор" на борту , на высоте 8400 метров столкнётся с другим Ту-154 авиакомпании "Аэрофлот", следовавшим из Челябинска в Кишинёв, на борту которого находились 94 человека. Всё это произошло в небе над Днепродзержинском. Все находящиеся на двух бортах люди, погибли.

Столкновение. Фото из открытых источников.
Столкновение. Фото из открытых источников.

Я не хочу вдаваться в подробности расследования этой катастрофы. Причиной трагедии стал человеческий фактор. Вину возложили на диспетчеров Харьковского УВД (управление воздушным движением). Именно диспетчер ошибся в расчётах скорости самолётов и оставил оба борта на одном эшелоне. По итогу расследования диспетчер и его руководитель получили по 15 лет тюремного заключения.

  • Хотя до сих пор абсолютно точно никто ничего не знает. Есть версия что самолёты сбили. Ещё одна версия, что самолёты столкнули намерено. Насколько мне известно, многие данные по этому делу, до сих пор находятся под грифом "совершенно секретно".

Все эти расследования катастрофы, дело других людей. Погибли люди и это не только "Пахтакор". На двух самолётах находились и другие пассажиры, включая детей. Та трагедия унесла жизни 178 человек.

Футбольный клуб "Пахтакор" не прекратил своё существование. Команду усилили игроки из других клубов. Футбол в Узбекистане не исчез бесследно. За это честь и хвала руководству клуба. Также клубу на три года была гарантирована "прописка" в высшем дивизионе.

Мемориал погибшим футболистам. Куриловка.
Мемориал погибшим футболистам. Куриловка.
  • Ещё один странный факт хотелось бы написать в конце моего повествования. Стадион "Центральный" в Ташкенте был официально открыт 11 августа 1956 года. Ровно через 23 года произойдёт трагедия.
Стадион "Центральный". Ташкент. Фото из открытых источников.
Стадион "Центральный". Ташкент. Фото из открытых источников.

Имена погибших футболистов в той авиакатастрофе :

  • Равиль Агишев, Михаил Ан, Алим Аширов, Сирожиддин Базаров, Константин Баканов, Юрий Загуменных, Шухрат Ишбутаев, Александр Корченов, Николай Куликов, Владимир Макаров, Сергей Покатилов, Владимир Сабиров, Владимир Фёдоров и Виктор Чуркин — а также тренер Идгай Тазетдинов, администратор Мансур Талибджанов и врач команды Владимир Чумаков.

Вечная Память всем пассажирам, тех злополучных рейсов.

Как и написал ранее, вот ссылка на документальный фильм.