Моё потаённое удовольствие — это лекции Дмитрия Быкова по литературе для школьников. Переслушала, кажется, все. Имеются любимые. Иду гулять, включаю букмейт (или вконтакте, если настроение Пираточка), и на полтора часа оказываюсь за школьной партой из лучшего мира.
Обычно одна лекция посвящена одной книге или одному писателю. Поэтому с учетверённой радостью я наткнулась на миникурс из четырёх лекций «Карты, деньги, два ствола и любовь». На вашем месте я бы уже бежала скачивать ради одного названия!
Цикл посвящён четырём метасюжетам и великим порокам русской литературы 19 века. То есть таким сюжетным узлам, которые неосознанно кочуют из романа в роман. А поскольку литература — это всегда зеркало жизни, жутко интересно узнать, что же это за вектора, на которых лежало пространство русского мира два века назад.
- 🟣 Лекция первая. Карты. Про то, что общего у колоды карт и колдовской ступки. И почему женщина может быть только выиграна у судьбы и никогда не достаться герою по любви. Ну и конечно, разбирают Пиковую даму и роль судьбы в жизни самого Пушкина
- 🟣 Лекция вторая. Деньги. Про то, почему в мировой литературе богатый человек = плохой человек, а в русской наоборот, и почему Скупой рыцарь — это сам Пушкин. Почему деньги — это и власть, и соблазн, и метафора творчества, и единственная настоящая ценность, а иногда, главный персонаж!
- 🟣 Лекция третья. Два ствола. Про дуэли то есть. Почему в европейской литературе к 19 веку дуэль — это анахронизм, а в русской — принципиальный сюжетообразуюший элемент? Онегин и Ленский, Печорин и Грушницкий, Базаров и Павел Петрович, Долохов и Пьер — как говорится, Бог создал людей неравными, но полковник Кольт решил эту проблему!
- 🟣 Лекция четвёртая. Любовь. Любви не было у Гая Ричи, а вот в русской литературе сколько угодно, но, как обычно, со странностями. Так ли уж целомудренна наша литература? (Спойлер — нет, от некоторых отрывков уши у меня покраснели). И почему почти все истории любви — несчастливые?
Ещё больше интересненького в моём телеграмм-канале и инстаграме.