О программе самообложения знает, пожалуй, каждый, кто живет в Татарстане. О том, что на каждый рубль, собранный жителями по этой программе, Татарстан добавляет из республиканской казны еще 4 рубля, не слышал только ленивый. За семь лет существования данной программы нашлись и довольные, и недовольные. Почему жители сел не могут прийти к общему знаменателю?
Усадский Бродвей возник благодаря активным жителям села. Тем, кто поддерживает программу самообложения. Их не так много, а потому и появилась только улица. Будь они чуть дружнее, называли бы их Высокогорским Вегасом.
- Проделана большая работа: освещение проведено, фонари повесили. Некоторые люди говорят, что стало похоже на Бродвей. Да, действительно, светло. Некоторые считают, что достаточно, если рядом со своим домом поставить фонарь и ничего больше не надо. Удивляются, что другим хочется большего. Хочется, чтобы эти люди наконец-то осознали, что и они ходят по этой же дороге, - высказал свою точку зрения житель села Чубарово Дмитрий Михайлов.
К слову, тем, кому ничего не надо, ходят по дороге, сделанной на деньги тех же активистов. Теперь жители Усад в любое время года проезжают по щебененой дороге. В этом году активно обсуждают необходимость детской площадки. Но не все.
- Думаю, дело даже не в деньгах, а в обществе, где каждый сам за себя. Каждый сам по себе живет. Кажется, так, - добавляет житель села Чубарово Дмитрий Михайлов.
А возможности у программы самообложения практически не имеют границ. Судите сами. К каждому внесенному рублю добавляется 4. В Усадах проживает около 1500 человек. Если бы участие приняла хотя бы тысяча жителей, которые сложились по 500 рублей, то в село вернулось бы 2 млн. рублей.
Однако реальность такова. В 2019 году на собранные населением 152 тысячи рублей удалось получить 763 тысячи.
- На эту сумму в деревне Толмачи огородили водонапорную башню, в Тимофеевке поставили детскую площадку, в Хохлово на 165 тысяч рублей купили 201 тонну щебенки, с помощью которой улучшили дорогу. В Чубарово и Тимофеевке вплотную занялись вопросом уличного освещения, - говорит глава Усадского сельского поселения Фанис Забиров.
Практика показывает, что сделать свое село или деревню еще краше и комфортнее стремятся малочисленные населенные пункты. Там люди живут как одна семья и решения принимают легче. Так, например, в Садилово жители добровольно приняли решения собрать по 1000 рублей, хотя минимум по этой программе – 500 рублей.
Программа самообложения дает хорошую возможность сельским поселениям развиваться, но из-за низкой активности некоторых жителей разбиваются мечты о детских площадках, хорошем освещении и благоустроенных улицах.
Программа самообложения не вечная и когда она закончится – неизвестно. Экономические трудности, конечно, могут выступить катализатором. И еще, в программе есть воспитательный момент. Ведь за имуществом, приобретенным на свои же деньги и присмотр, и уход другой.
Галия Ильдарова