Когда вы ищите в отдел «инициативного» и «самостоятельного» сотрудника, помните, что помимо этих качеств, гораздо важнее, чтобы он умел принимать решения и нести за них ответственность.
Конечно, система наказаний для сотрудников должна быть объективной, выверенной и не представлять из себя систему демотивации. Как не перейти эту грань и не убить в инициативном сотруднике желание самостоятельно принимать решения.
Доверяй, но проверяй – золотое правило любого руководителя. Даже если вы полностью уверены в человеке, как в отличном специалисте, не пренебрегайте необходимостью обсуждать текущие дела, позицию сотрудника, план его действий. Советуйте, корректируйте и помните, что за все решения, принимаемые сотрудниками вашего отдела, отвечаете, в первую очередь, лично вы.
Я придерживаюсь позиции, что, если есть возможность, то любое решение должно обсуждаться и согласовываться с непосредственным руководителем. Но часто линейные сотрудники сталкиваются с необходимостью принять решение «здесь и сейчас».
В этом случае, вы должны сразу установить для работников вашего отдела правило:
принял решение без возможности согласования – доложи в кратчайшие сроки
Время решает многое. Своевременно обнаружив, что сотрудник допустил ошибку, у вас еще есть возможность что-то исправить, повлиять на ситуацию. Чем больше времени пройдет с момента «здесь и сейчас», тем меньше у вас останется возможности сгладить последствия.
Второе правило для сотрудников:
если в чем-то сомневаешься – приди за советом.
У любого сотрудника есть страх показаться некомпетентным в глазах руководителя. Искоренить этот страх – ваша личная заинтересованность.
Нет ничего постыдного в том, чтобы просить помощи, говорить о своей неуверенности в выборе решения. Это необходимо понять вам, как руководителю, и донести до своих сотрудников.
Просто произнести вслух то, что вертится в голове, озвучить логическую цепочку, обсудить возможные последствия бывает полезно – находятся нужные аргументы, выстраивается план действий, становятся очевидными необходимые решения.
Третье правило для вашего отдела должно звучать жестко, но справедливо:
принял ошибочное решение – будь готов к ответственности
Да, было в моей практике пару случаев, когда сотрудник принимал решение, совершал определенные действия и забывал об этом (работа сделана – вопрос снят). Казалось бы, совершенно пустяковый вопрос, но спустя время обернувшийся для компании риском значительной финансовой ответственности.
Конечно, в такие моменты стоит предпринять все возможное и невозможное, для предотвращения наступления рисков – это первостепенная задача, но не откладывайте в долгий ящик и разговор с виновником ситуации.
В статье «Кнут и пряник для юротдела» я уже писал о том, что необходимо проговорить возникшую ситуацию с сотрудником, дать ему возможность самостоятельно оценить патовость положения и возможные риски, ответственность для компании, непосредственного руководителя, юридического отдела и для него самого.
Не жалейте! Но и не позволяйте себе повышать голос на подчиненного.
Найдите компромисс: «ты потеряешь премию, а если наступят последствия для компании – потеряешь работу». Попросите сразу написать заявление на увольнение по собственному желанию с открытой датой.
Жестоко? Да, возможно. Но это позволит человеку задуматься и в дальнейшем не совершать подобных ошибок. В следующий раз он обязательно придет согласовать свои действия.
Никогда не отказывайтесь от своих слов. Если случилось непоправимое и компания понесла ответственность – увольняйте виновного. Даже если ваши договоренности были достигнуты один на один, то, поверьте, о них знает уже весь отдел. Передумав, оставив сотрудника в штате, вы покажете всем остальным, что ваше слово – всего лишь попытка напугать.
Но, если ситуацию удалось разрешить, минимизировав или исключив все риски, не забудьте торжественно передать сотруднику его заявление на увольнение – пусть порвет, а лучше сожгите заявление в его присутствии.
Зачем? Затем, что про мотивацию сотрудников забывать нельзя.
Да, сотрудники должны чувствовать свою ответственность. А как же их непосредственный руководитель? За что отвечает он?
Обо всем обязательно в ближайшее время.
С уважением, Ваш Директор по правовым вопросам!