Найти тему
Svetoch

Знакомство с нашей Великой Истории

Я помню когда мы начали изучать историю России в школе, как - то очень скудно мы прошлись по периоду до образования Киевской Руси, как полноценного государства. Мол до этого " Жили в лесу наши предки и молились колесу".

Сейчас копнув более глубже, можно с уверенностью сказать, то что пишут в учебниках 90% неправды.

Так под пером Зигмунда Байера, Герарда Миллера родилась идея норманизма, которая активно пропагандируется в наших учебниках истории. ( славяне девятого-десятого века "жили звериным образом". (выражение летописи), а строителями и создателями государства были объявлены отряды варягов-норманнов, нанимавшиеся на службу к разным властям и державшие в страхе Северную европу..

Конечно раньше, когда училась в шоке все принималось все на веру(В учебнике написано, значит так и есть).

Сейчас, когда информация стала более доступна, тебе попадаются интересные факты об истории, которые ты даже не знал.

Появляется сразу вопросы, в которых хочется разобраться.

Например:

Почему славяне призывают княжить Варягов, а не своих князей.

Почему нашу историю пишут Милер, Байер?

На сколько достоверны сведенья в "Повести временных лет"?

Если признать варягов создателями государства для "живущих звериньским образом" славян, почему тогда их язык не шведский а русский?

Давайте вместе разбираться в нашей настоящей истории!

Главные идеи норманистов с XVIII века следующие:

Мирный характер призвания варягов восточными славянами в 862 году.

Рюрик и его братья (Синеус и Трувор) были варяги-скандинавы.

Но, кто они такие эти два брата?

Си́неус и Тру́вор — братья варяга Рюрика, призванного на княжение в Новгород. По традиционной летописной версии («Повесть временных лет») в 862 году Рюрик стал князем в Новгороде, Синеус — в Белоозере, Трувор — в земле кривичей, в Изборске; через два года Синеус и Трувор умерли, и Рюрик принял единоличную власть.

Призвание варягов. В.М.Васнецов
Призвание варягов. В.М.Васнецов
Рюрик, Синеус и Трувор. «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом».
Рюрик, Синеус и Трувор. «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом».

"Пойдоша из Немецъ три брата со всъмъ родомъ смоимъ: Рюрикъ, Синеусъ, Триворъ. И бысть Рюрикъ старъйшина в Новъгороде, а Синеусъ старъйшина бысть на Белъоѕере, а Триворъ во Изборце"

-3

Согласно гипотезе Н. Т. Беляева и В. А. Мошина, авторство которой некоторыми исследователями (В. Я. Петрухин, И. Н. Данилевский, Е. В. Пчелов, Е. А. Шинаков) приписывается Г. З. Байеру, которую также поддерживал историк Б. А. Рыбаков, имя «Синеус» представляет собой искаженное старошведское «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входил, например, Вещий Олег) и верной дружиной. Поэтому многие историки полагают, что Нестор Летописец в написании «Повести временных лет» пользовался более ранними, но пока неизвестными, шведскими источниками, и при этом транскрибировал слова, не произведя перевода.

Кроме того, легенды о том, как три брата создают царство, и один из них становится царём, существуют у многих народов, начиная с легенды о приходе Пердикки на царство в Древней Македонии в VIII веке до н. э.

К тому же Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 года по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с середины X века и Новгород, согласно археологическим исследованиям академика В. Л. Янина, появляется не ранее середины X века. Д. С. Лихачёв полагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу новгородского летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

В настоящее время одна из ведущих скандинавистов-филологов Е. А. Мельникова доказала полную несостоятельность интерпретации имен Синеуса и Трувора как «свой род» и «верная дружина».

Такая версия, по её мнению, могла утвердиться только среди историков, не знакомых с древнескандинавскими языками, поскольку эти «фразы» абсолютно не соответствуют элементарным нормам морфологии и синтаксиса древнескандинавских языков, а также семантике слов hus и vaeringi, которые никогда не имели значения «род, родичи» и «дружина».

Уже в середине XIX века А. А. Куник и позже Н. Т. Беляев доказали происхождение летописных имен Синеус и Трувор от древнескандинавских Signjótr и Þórvar[ð]r. Е. А. Мельникова показала, что эти имена хорошо известны в рунических надписях и исландском антропонимиконе.

Таким образом, в тексте «Повести Временных лет» Синеус и Трувор фигурируют как личные имена. Более того, В. В. Фомин указывал, что Г. З. Байер таких аналогий не проводил, а путаницу внёс В. Я. Петрухин, смешавший никогда не существовавшего учёного Иоганна Готфрида Байера, упомянутого Л. М. Пятецким, с Готлибом Зигфридом Байером.

Так с Синусом и Трувером более или менее все понятно. Кто же такой Рюрик и почему его призвали на свои земли славяне? Читайте следующий пост.