Сдаётся мне, джентельмены, мы сорок дней наблюдали за интригой, финал которой закончился драмой с элементами трагедии. Президента Путина не зря называют гроссмейстером и великолепным режиссёром-постановщиком феерических политических спектаклей.
Поясню для читателей, мало знакомых с жанрами театрального искусства; Драма - один из ведущих жанров драматургии, в котором изображается мир реального человека в его остроконфликтных отношениях с обществом, окружающей действительностью или собой. А трагедия (в переводе с греческого — «песнь козлов») — вид драмы, проникнутый пафосом безысходности. Основу трагедии составляют острые общественные конфликты, столкновения личности с судьбой и обществом. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью героя.
Сорок дней войны Нагорного Карабаха (читай — Армении) с Азербайджаном при активном участии Турции — это драма. Война закончилась поражением Армении, жёстким столкновением Пашиняна с судьбой, «песнью козлов» и грядущей политической гибелью премьера. Такой финал был логичен и предопределён прекрасной режиссурой.
Вы спросите — причём здесь военный конфликт, театр и Путин? Давайте рассуждать логически. Кстати, Судьба в соавторстве с Историей — тоже неплохие драматурги.
Давным давно с возникновением христианства на землях, занимаемых в то время Античной Арменией, был разыгран первый акт мистерии, закончившийся Первым разделом древнего Армянского государства. Армения оказалась между молотом и наковальней (между могущественным Римом и Персидской (иранской) империей). В результате кровопролитных войн армянское царство подверглась разделу. Меньшая часть отошла к Риму. БОльшая, основная — к Персии. Дальнейшему противостоянию наследницы римского могущества — Византии, христианской Армении и зороастрийской Персии положили конец арабские халифы. Армения оказалась завоёвана и стала частью Халифата. На смену арабам пришли тюрки-сельджуки, потом османы. Мистерия плавно и кроваво уже приобретала элементы драмы. В результате Армения была поделена между Османской и Персидской империями.
Теперь сделаем небольшое отступление. Почему для армян так важен Нагорный Карабах?
Дело в том, что в начале семнадцатого века на этой территории, давным-давно заселённого армянами, с милостивого соизволения персидского шаха были образованы пять армянских мелких вассальных княжеств под общим названием Хамс. Многократные попытки тогдашней элиты армянских князей заручиться в странах Европы поддержкой для освобождения Армении от власти османов и персов закончились неудачей. (Не правда ли — напрашиваются аналогии с попытками Пашиняна получить покровительство за океаном и в странах Старой Европы. Ответом ему были даже не обещания, а высокомерное покровительственное, показное сочувствие и пустые декларации. А что ещё можно ожидать от белых сахибов по отношению к каким-то туземцам?). Вернёмся к армянским князьям. Им отказали: Император Священной римской империи, Австрия, Германия и самое сильное в то время государство раздробленной Италии - Тосканское герцогство. И вот тут одному из лидеров зарождающейся освободительной борьбы армян против турок и персов — Исраэлю Ори пришла в голову мысль обратиться к России. Оказывать реальную военную помощь армянам начал ещё Пётр Великий. Потом были русско-турецкие, русско-персидские, ирано-турецки войны и вот Армения оказалась в составе Российской империи.
Это всё подводка вот к чему. Никол Пашинян не виноват в том, что когда-то персы (религиозные фанатики, спровоцированные агентами Британии), вырезали весь состав русского посольства в Тегеране, убили посла — Грибоедова, а персидский шах, чтобы урегулировать конфликт, «сохранить лицо» и не допустить новой войны с могучим соседом, передал российскому императору великолепный алмаз «Шах», украшавший когда-то трон Великих Моголов, а заодно и земли современного Азербайджана. Пашинян не виноват в том, что на заре Советской власти Нагорный Карабах оказался в составе Азербайджанской ССР. Пока ещё действующий премьер-министр Армении виноват в другом. Получив журналистское образование, этот господин плохо учил историю борьбы своего народа за освобождение от персидско-османского ига. Он виноват в том, что стоял у истоков обострения конфликта Армении с Ильхамом Алиевым из-за Нагорного Карабаха и ухудшения отношений с Россией — исторического союзника армян. Он виноват в воинственной риторике, отвергавшей конструктивный диалог по выполнению резолюции ООН и урегулированию конфликта. Он виноват в глупой политике пресловутой многовекторности с явным русофобским уклоном. Он виноват в том, что не усвоил уроков трагедии Украины, Югославии, Ливии, Сирии, Ирака и забыл о судьбах лидеров этих стран. К тому же, Восток — дело тонкое, где отвечают за базар.
Теперь о шахматах, драме и Путине. Я не верю, что Алиев, зная Путина, имея с ним доверительные отношения, наблюдая ухудшение отношений между Арменией и Россией, анализируя внешнеполитические ошибки Пашиняна, его промахи в военном строительстве, недальновидность и плохое знание истории... Короче! Ильхам — достойный сын своего отца Гейдара, бывшего в своё время Председателем КГБ Азербайджанской ССР. Учтя все нюансы, взвесив «за» и «против», Ильхам Алиев (в молодые годы выпускник, а затем преподаватель МГИМО, кандидат ИСТОРИЧЕСКИХ наук, сохранивший влиятельных друзей в Москве) возможно переговорил с ВВП. Тем более, что Путин — ярый приверженец основ международного права и не раз предлагал армянам решить конфликт в Нагорном Карабахе дипломатическим путём на основе компромиссов. Наверняка вся операция Алиева по принуждению Армении выполнить решения Совбеза ООН была тщательно подготовлена, продумана и согласована с Россией. Звучит цинично и кощунственно, учитывая тысячи погибших, но когда речь идёт о российских интересах и национальной безопасности... Вспомните поговорку про рубку леса и щепки. Нет, я не настаиваю, что Путин так прямо и сказал Ильхаму: «Отлично. Одобряю. Мочите Пашиняна». Скорее слова были следующими: - «Ильхам Гейдарович! Если вы захотели решить этот вопрос самостоятельно с позиций силы, то это ваше личное дело. Препятствовать не буду. Отговаривать тоже, ибо разведка мне докладывает, что у вас всё готово. Висящее на стене ружьё должно выстрелить. Но вся ответственность в этом случае ложится на вас. У России достаточно проблем и она не будет вмешиваться до тех пор, пока вы не перейдёте определённые грани. Чрезмерное применение силы — недопустимо, геноцид исключается. Армянский народ в целом пострадать не должен. Саму Армению не трогайте. Иначе у вас начнутся неприятности...» Примерно так...
Вот Алиев и закусил удила. Джигит, однако... Правда, немного увлёкся, пригласив турок (Всё та же многовекторность. Она ещё сыграет с ним злую шутку). Цель договора с Эрдоганом - минимизировать собственные потери. Лишние гробы в городах Азербайджана Ильхаму ни к чему. Чужими руками воевать гораздо выгоднее. Другое дело — герои. Но без переборов. Как же без героев? Молодое поколение должно брать с кого-то пример. Патриотами просто так не становятся. Для этого нужна почва.
Через сорок дней показательной порки был разыгран эндшпиль. Финал этой уже современной драмы, невольным соавтором которой и одним из главных действующих лиц (по глупости) является сам Пашинян, состоялся с уже известными результатами. Политическая смерть героя трагедии близка, судя по картинкам уличных беспорядков в Ереване. Кстати, если мы здесь говорили о театральных жанрах, то Никол Пашинян похож на Шекспировского Макбета ереванского разлива в более мягком варианте. Трагедия «Макбет» - типичная история об опасности чрезмерной жажды власти и измены друзьям.
Вот такая точка зрения. Может, я не прав?