"После Нового года мама всерьез приступила к обустройству моего будущего. Её аргументы..., что у меня действительно есть способности к танцу сломили противодействие отца", - писала балерина Тамара Карсавина в своей книге "Театральная улица".
Несмотря на то, что Платон Карсавин сам был балетным педагогом и танцовщиком Мариинского театра, он был категорически против, чтобы дочь связывала жизнь с театром. Мать тайно начала готовить девочку к танцу: водила на утренние спектакли, наняла педагога для занятий и искала всяческие доказательства тому, что у девочки талант. И позже отец был почти согласен:
-Что ж, пусть будет по-вашему, - сказал он.
Уроки отца
Платон Карсавин сам взялся давать уроки дочери и оказался весьма требовательным педагогом. Занятия приходилось проводить вечером, поскольку днем Платон Константинович был занят в училище. Отец аккомпанировал Тамаре на скрипке и всегда был недоволен дочерью, особенно когда ее лицо не покрывалось потом.
А однажды Тамара в разгаре урока отхлебнула глоток чая из стакана отца, когда тот отвернулся, за что сразу же получила замечание:
- Ты собьешь себе этим дыхание.
Садиться сразу после урока тоже не позволялось, по словам отца, ослабление всех мышц может привести к ослаблению колена. Поэтому сесть или напиться воды Тамаре разрешалось намного позже, чем заканчивался урок, а до этого времени девочка переодевалась и перемещалась по комнате, чтобы не дать мышцам остыть моментально.
В конце XIX века для поступления в балетную школу не нужно было проходить таких суровых испытаний, как в наши дни, много знаний тоже не требовалось. Тамара делала успехи в грамматике, потому что читала много книг. Также требовались основы арифметики, Старый и Новый завет, а чуть позже и французский язык. Юная Тамара Карсавина обладала хорошей памятью, поэтому занятия давались легко. Но эта легкость стала причиной лени: до более сложных задач дело не доходило.
Поступление
Наступило лето - время поступления в балетную школу. Платон Константинович еще больше воодушевился идеей сделать из дочери балерину, поэтому уроки усложнились. Да и тело летом гораздо послушнее - теплая и комфортная для мышц температура воздуха. Отец запретил Тамаре бегать и кататься на коньках, чтобы не мышцы не забились и не потеряли эластичности.
Настал день приёма - 26 августа 1894 года. Тамару одели в новое белое платье, но девочка думала только о том, что ее могут не принять, и эта мысль приводила ее в ужас. В то время первый год обучения отводился на выявление способностей учеников, в конце года слабых отчисляли. В следующем году то же самое... Только те, кто проходил эти испытания, становились пансионерками.
Преподаватели вызывали сразу по несколько девочек и рассматривали их со всех сторон. Затем заставляли ходить и бегать, чтобы увидеть, насколько дети грациозны, пристально разглядывали колени. После первого просмотра многие кандидатки были признаны неподходящими. Далее был внимательный медицинский осмотр, где проверяли зрение и слух. Многие не прошли испытание из-за болезней сердца и искривления позвоночника.
Проверяли и музыкальных слух: нужно было пропеть гамму по заданию преподавательницы. Прошли экзамены по письму и арифметике, к которым активно готовилась маленькая Тамара. В итоге приняли десять человек, в том числе и Тамару Карсавину.
Театральное училище
В первый учебный год Карсавина не делала особых успехов. Девочка занималась в классе для начинающих, хотя ее способности позволяли более серьезные нагрузки. Театр задействовал в спектаклях детей, но пока Тамара не принимала в них участия. Девочка мечтала выступать на сцене театра и очень расстраивалась, когда слушала рассказы-впечатления одноклассниц о спектакле.
Оказалось, что это отец попросил не задействовать Тамару в спектаклях, чтобы дочь не слишком поздно возвращалась домой. Но печали девочки не было предела, поэтому отец обещал поправить ситуацию. Так, Тамару выбрали для участия в балете "Коппелия".
"Я ничуть не преувеличу, сказав, что испытала такое же волнение перед выходом на сцену, какое испытывают артисты", - признавалась балерина в своих мемуарах.
Когда принесли костюмы, Тамара сразу подошла к самому красивому, за что сразу получила замечание: пока ей запрещено выбирать, нужно довольствоваться тем костюмом, какой дают. Это было очень обидно! Но девочке выдали довольно красивое платье, и она долго любовалась на себя в зеркало. Воспитательница нанесла на лица девочек немного румян. Пленительный мир сцены покорил маленькую Тамару Карсавину....
В конце XIX века в Театральном училище девочкам было запрещено разговаривать с мальчиками. На уроках бальных танцев в паре с мальчиками девочки должны были танцевать, не поднимая глаз. Если это правило нарушалось, девочка получала выговор.
Пансионеры
Воспитанники училища, которые выдержали первое испытание и не были отчислены, становились пансионерами и должны были жить при училище. Тамара Карсавина оказалась среди этих учениц. В приёмный день учениц навещали родители.
Всех воспитанниц до 15 лет причесывали горничные, и только старшим позволялось делать это самостоятельно. На завтрак шли уже переодетыми в одежду для занятий классическим танцем, поверх которой надевался шерстяной платок.
Два раза в неделю родители могли навещать своих детей. Сладости, которые приносили воспитанникам, прятала воспитательница и выдавала понемногу каждый день. Объяснялось это тем, что в школе было и так хорошее питание, а пряники и пирожки могли плохо сказаться на фигуре.
Несмотря на то, что жизнь учениц была достаточно однообразной, Тамаре распорядок училища был не в тягость. Хотя среди воспитанниц считалось обязательным критиковать уклад жизни балетной школы. Старшие ученицы зачеркивали дни до выпускного в календаре - это была тяга к свободе. Это чувство стало знакомо и Тамаре, но намного позже. А пока она проживала свою жизнь в Театральном училище, наслаждаясь каждым спектаклем, в котором ее задействовали, радуясь поездкам в баню по пятницам.
🎭 Габриэла Комлева: первые дни в хореографическом училище
🎭 Годы Екатерины Максимовой в балетном училище