Найти тему

Храм Святой Софии в Константинополе (Айя-София)

Айя-София. Стамбул.
Айя-София. Стамбул.

Этот «храм храмов» был построен во время правления императора Юстиниа́на (VI в.), считающееся «золотым веком» византийской культуры (о периодизации истории Византии можно почитать здесь).

Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне.
Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне.

В ходе очередного восстания, церковь, стоявшая на этом месте, была сожжена и Юстиниан решил построить храм, величественней и прекрасней которого ещё не было во всём мире! Говорят, что проект будущего сооружения, императору поведал ангел, явившийся ему во сне.

Герберт Коул. Ангел показывает Юстиниану модель будущего храма Св.Софии.
Герберт Коул. Ангел показывает Юстиниану модель будущего храма Св.Софии.
Есть ещё более забавная легенда, о том, как появился проект этого сооружения, которая меня просто покорила! Однажды Юстиниан был на церковной службе, где, как и положено, вынесли для причастия святые дары - вино и хлеб. Вдруг прилетела, пчела схватила хлеб и унесла его в неизвестном направлении. Юстиниан и священники быстро поняли, что это неспроста, и был издан указ искать улей похитительницы. В результате украденный хлеб нашли, и принесли к императору. С удивлением все смотрели на то, что сделали пчёлы с этим даром Господним - они выточили его в форме будущего храма Святой Софии.

Сложная задача стояла перед архитекторами Исидо́ром из Миле́та и Анфи́мием из Тралл – создать огромное здание (более 70 метров в длину), перекрытое грандиозным куполом, диаметром свыше 30 метров. 10 000 рабочих трудились на этой «стройке века» в течение пяти лет, не прерывая работу ни на один день.

Говорят, что на стройке произошёл чудесный случай. Все рабочие отлучились на обед, остался лишь отрок, который должен был сторожить стройматериалы (видимо и там воровали) :). И вдруг перед ним предстал ангел, и сказал, что подежурит за него, пока мальчишка не вернётся. В это время приехал посмотреть на объект Юстиниан, и услышал, как парень рассказывает своим товарищам, о том, что произошло с ним только что. Император быстро понял, что нужно сделать, чтобы ангел так и остался в храме "на дежурстве", или точнее, чтобы храм остался под присмотром ангела. Правитель быстро дал денег юноше и распоряжение, чтобы он уехал в тот же час из страны (города), и больше здесь никогда не появлялся!
Ангел. Мозаика. Айя-София. Стамбул.
Ангел. Мозаика. Айя-София. Стамбул.

Когда готовый храм предстал перед глазами главного заказчика, то, согласно преданию, Юстиниан восхищённо воскликнул: «Я превзошёл тебя, Соломон!», имея в виду легендарного библейского царя, построившего самый большой, прекрасный и знаменитый храм в Древней Иудее.

Храм Святой Софии. Константинополь. Реконструкция.
Храм Святой Софии. Константинополь. Реконструкция.

Мыслитель Прокопий Кесарийский восторженно отзывался об этом строении: «Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нём — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдаётся над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони».

Снаружи этот шедевр зодчества не производит сильного впечатления. Поражают лишь его величина, да мощь крепких, лишённых декора, стен с подпирающими их внешними опорами – контрфо́рсами, выступающими вперёд как утёсы скал.

Айя-София. Стамбул.
Айя-София. Стамбул.

Впечатление резко меняется, как только посетитель попадает внутрь строения. Вдруг, совершенно неожиданно, перед ним открывается необыкновенный простор и грандиозная высота (около 50-ти метров), которые кажутся фантастическими.

Айя-София. Стамбул. Интерьер.
Айя-София. Стамбул. Интерьер.

Весь интерьер Святой Софии поражал своей роскошью, богатством и утончённой красотой. Вот как об этом пишет исследователь культуры Лев Любимов: «Золото, серебро (которого только на алтарь пошло сорок тысяч фунтов), слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни были употреблены в огромном количестве на её украшение. Рим поставил колонны из порфира, взятые из храма солнца, Эфес – колонны из зеленого мрамора, и со всех концов огромной империи доставлялись в Константинополь колонны и глыбы самых редких мраморных пород».

Айя-София. Стамбул. Интерьер.
Айя-София. Стамбул. Интерьер.

Как гласит легенда, главный вход в храм, называемый «императорскими вратами», был сделан из конструкций, оставшихся от ноева ковчега!

Айя-София. Стамбул. Главный вход.
Айя-София. Стамбул. Главный вход.

Также, согласно преданию, Юстиниан хотел покрыть золотыми пластинами весь собор, от пола до потолка. Удержали его от этого шага оракулы, которые предрекли, что потомки снимут эту отделку со стен. Однако, сохранившееся великолепие мозаик, делает интерьеры храма драгоценными.

Богоматерь с младенцем Христом на престоле. Мозаика. Айя-София. Стамбул.
Богоматерь с младенцем Христом на престоле. Мозаика. Айя-София. Стамбул.

На каждом шагу, посетителя храма ждёт открытие и изумление. Великолепная резьба капителей колонн, мраморный узор плит стен и полов, красота витражей и изящество светильников, свисающих, как будто с небес.

Айя-София. Стамбул. Галерея второго этажа.
Айя-София. Стамбул. Галерея второго этажа.

Однако главным конструктивным и смысловым элементом этой постройки был огромный купол, парящий над всем этим пространством и великолепием. Создателям Софийского собора Анфимию из Тралл и Исидору из Милета удалось сделать чудо.

Айя-София. Стамбул. Интерьер.
Айя-София. Стамбул. Интерьер.

Чтобы облегчить вес купола и его давление на опоры, архитекторы применили остроумный приём – в его основании было прорезано сорок окон, отделённых друг от друга тонкими перегородками, которые, при ярком дневном свете, становились практически невидимыми. И тогда людям, находящимся в храме, казалось, что купол этот «покоится не на камнях, а спущен на золотой цепи с высоты небес» и «что бог здесь, близко» «и что ему нравится этот дом, который он сам избрал для себя» (Прокопий Кесарийский).

Айя-София. Стамбул. Интерьер.
Айя-София. Стамбул. Интерьер.

Впечатление лёгкости и нерукотворности купола возникало ещё и вследствие применения нового способа конструкции опор. Переход от квадратных, в плане стен, к круглой сфере купола осуществлялся с помощью парусо́в - вогнутых треугольников, перевёрнутых вершинами вниз, берущих своё начало из четырёх опорных столбов.

Красным цветом на рисунке выделен парус.
Красным цветом на рисунке выделен парус.

Сами же эти мощные столбы, на которые опирается купол собора, скрыты в простенках, прорезанных высокими арками, так, что практически незаметны изнутри. Это создаёт впечатление лёгкости всей конструкции здания.

Храм Святой Софии. Константинополь. Реконструкция.
Храм Святой Софии. Константинополь. Реконструкция.

Чтобы ещё более уменьшить давление купола на стены храма, архитекторы собора, сделали дополнительные полукупола, примыкающие к основному по бокам. Те, в свою очередь, опирались на меньшие по размеру сферические выступы, расположенные по два с каждой стороны. Все они были также снабжены многочисленными окнами, так, что свет, вливающийся в храм «с небес», казался воплощением присутствия в этом месте самого Бога. По словам Проко́́пия Кесари́йского: «Можно было сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нём самом: такое количество света распространяется в этом храме».

Айя-София. Стамбул. Интерьер.
Айя-София. Стамбул. Интерьер.

Молящимся думалось, что весь этот собор «не создание людского могущества и искусства, но скорее дело самого божества». Недаром русские послы, прибывшие в Константинополь по воле киевского князя Владимира Красно Солнышко, были так поражены великолепием Софии Константинопольской, что вернулись к князю с такими словами: «…и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми и служба их лучше, чем в других странах».

Согласно легенде, впечатление, произведенное на княжеских послов Софией Константинопольской, послужило весомым аргументом в выборе Владимиром для Древней Руси христианской веры именно византийского – православного образца.

 И.Г. Машков. Святая княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии. Константинополь.
И.Г. Машков. Святая княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии. Константинополь.

Судьба этого храма была непростой. Во время периода иконоборчества (запрет на все живописные изображения) были сбиты прекрасные мозаики, украшающие стены Святой Софии. Спустя несколько веков их восстановили в былом великолепии.

Мозаика Деисус. Айя-София. Стамбул.
Мозаика Деисус. Айя-София. Стамбул.

В 1453 году Византия пала под натиском турков-османов. Согласно легенде, собор укрыл в одной из своих стен священника, проводившего службу, когда толпа вооружённых солдат ворвалась в храм. С тех пор, посетителям Айя-Софии, слышится некий гул, около ниши, находящейся в правой части здания. Говорят, что там до сих пор продолжается прерванная молитва.

После захвата Константинополя османами, главный христианский православный храм был превращён в мечеть. Снаружи, к нему пристроили минареты, и это придало всей постройке недостающую лёгкость и полётность.

-19

Часть росписей, находящихся внутри храма, уничтожили, а местами заштукатурили (ислам запрещает изображения живых существ). Стены и пространство купола украсили изящные арабески и коранические надписи, а в интерьере появились обязательные элементы для исламских богослужений.

-20

После прихода к власти Кемаля Мустафы Ататюрка, Турция была объявлена светским государством и Айя-София, в 1935 году, получила статус музея. Внутренний вид Айя-Софии, с восстановленной (насколько это было возможно) византийской христианской живописью и с сохранившимися от мусульманского периода кораническими надписями на арабском языке, представлял удивительный сплав двух разных идеологий, мировоззрений и художественных систем. Ежегодно музей посещали миллионы туристов.

Айя-София. Стамбул. Интерьер.
Айя-София. Стамбул. Интерьер.

К сожалению, политика грубо вмешивается в культурные процессы. Сегодня Айя-София вновь стала действующей мечетью. Какова судьба её византийских мозаик, и каковы будут возможности у туристов для посещения и осмотра этого удивительного места - вопрос, который волнует многих...

Намаз в Айя-София. Стамбул.
Намаз в Айя-София. Стамбул.

Конечно, чтобы получить полное представление об этом архитектурном чуде, нужно обязательно побывать там. А я предлагаю прямо сейчас посмотреть небольшой фильм об Айя-Софии на моем youtube-канале:

О культуре средневековой Европы читайте в публикациях на моём канале:

Средневековье. Что скрывает этот термин?
Христианство - кратко о вероучении.
Символ в средневековом христианском искусстве.
Византия - государство, которого не было. Немного истории.
Литература Византии - античная форма для нового содержания.
Храм - как мир. Византийская архитектура.
Храм Святой Софии в Константинополе (Айя-София).
Византийская иконопись. Как начать её понимать.
Место живописи в византийском храме.
Византийская живопись. Чем отличаются мозаика, фреска, икона и миниатюра.
Музыка Византии на службе церкви.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре.

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.