Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента
Предыдущая заметка здесь: Западный Крым. Евпатория. Караимы. Кенасы
В той заметке в комментариях меня критиковали за очень длинный текст ("прямо целая энциклопедия").Ну что же...Идя навстречу пожеланиям некоторых читателей постараюсь писать лаконичнее.
На Караимскую улицу мы попали с перпендикулярной ул. Тучина.Современная Караимская улица зарождалась тогда, когда шумный богатый город на северной оконечности Каламитского залива еще носил имя Гезлева (XV век), являясь одним из крупнейших черноморских портов Крымского полуострова с многонациональным и разноконфессионным населением. Тогда-то и пролегла внутри крепостных стен извилистая дорога, соединявшая главные восточные ворота Одун Базар Капусу (ворота дровяного базара) с западной частью в районе Ак Мулла Капусу (ворота Белого муллы) — основного источника живительной влаги для всего многочисленного населения города.
Ворота Дровяного Базара это первые ворота древнего Гезлёва, которые очень сильно похожи на те, что возвели на этом месте в XV веке. Они простояли на этом месте 500 лет и были разоушены только в 1959 году. Многие евпаторийцы, кому за 60, еще помнят историческое сооружение Евпатории.
На протяжении веков (XV — XVIII столетия), являясь сосредоточием бурлящей внутри крепостных стен жизни и находясь вблизи от центральной привилегированной пролегавшей вдоль набережной части Гезлева, улица притягивала к себе внимание состоятельных купцов и торговцев достаточно обеспеченных чтобы позволить себе жить здесь.
Напряженность в русско-турецких отношениях, вылившаяся в XVIII веке в открытое противостояние, принесла Гезлеву и его архитектурному сердцу российское подданство под скипетром двуглавого орла и новых обитателей — извилистый ее уют пришелся по душе набирающей вес каримской общине города.
Так в скором времени (на заре XIX столетия) именно здесь появились главный храм этого немногочисленного, но пользующегося неограниченным влиянием в Евпатории религиозного сообщества, что не в последнюю очередь связано было с решением о переносе резиденции его духовного лидера, а как следствие – и перевод всех капиталов караимов, из Чуфут-Кале на берега Каламиткого залива. Средневековье Зап.Крыма. Бахчисарай. Монастырь. Чуфут КалеВ честь новых своих обитателей улица стала носить название Караимской.
Арка Караимской улицы Евпатории.
Конец XIX — начало ХХ веков становится эпохой ее расцвета — здесь помимо всевозможных зданий и сооружений, связанных с деятельностью караимской общины, появляются два прекрасных иудейских храма, а честь стать ее жителями выпадает лишь видным деятелям города.
Ветер перемен, сопровождающий становление нового советского общества на крымской земле (1920-е — 1930-е годы), перевел Караимскую улицу, не смотря на множество сохранившихся памятников архитектуры, в разряд заштатных — ведь храмы один за одним закрываются в рамках политики всеобщего атеизма, а прогрессивный культурный слой евпаторийской общины исчезает как класс. Да к тому же старые идеалы уступают место новым героям — ее переименовывают в честь погибшего в борьбе за революцию заместителя председателя Евпаторийского ревкома Василия Гордеевича Матвеева ( – 1919).
Почти столетнеее (до начала ХIХ столетия) пребывание на задворках истории пагубно сказались на архитектурных памятниках Караимской (историческое название возвращено на изломе тысячелетий) — часть из них пребывала в плачевном состоянии, другие же и вовсе растворились в пучинах времени.
Лишь на исходе первого десятилетия нового тысячелетия проблемой возрождения исторической жемчужины Евпатории государственные власти озаботились всерьез, когда в рамках туристического маршрута “Малый Иерусалим” (2007 год) была возвращена к жизни большая часть ее памятников.
Маршрут "Малый Иерусалим" Евпатории проходит и по извилистой змейке на карте Старого города протяженностью почти в километр (950м) по имени Караимская улица.Начиная свой путь от крепостных ворот (Одун Базар Капусу) пешеходная часть сердца Старого Гезлева, медленно проплывая вдоль изящно украшенных фасадов небольших двориков направляет свои стопы к чудом уцелевшему комплексу Турецких бань, которые на своем пятисотлетнем веку успели повидать немало поколений евпаторийцев и гостей города со всех уголков мира.
Такое ощущение что гуляешь по улицам какого-то средиземноморского городка.Молодцы евпаторийцы, что отреставрировали и вновь создали такую улицу.
Извилистая брусчатка шаг за шагом приближает нас к ныне действующему городскому иудейскому храму – ремесленной синагоге Егия-Капай со звездами Давида в круглых окошках.
Она также известна как Ремесленная, поскольку её построили в 1912 году на деньги ремесленников, проживавших в близлежащих кварталах. Над шестиконечной звездой, если внимательно присмотреться, можно увидеть библейские символы: стилизованное изображение Ковчега со скрижалями, на которых высечены Десять Заповедей, жертвенный треножник, который Моисей поставил в святилище у горы Синай.
Центральный вход в синагогу расположен с западной стороны здания. Следовательно, противоположная стена с алтарём ориентирована на восток. А точнее, на Иерусалим. Вот такая любопытная перекличка Малого Иерусалима в Евпатории с Иерусалимом настоящим!
Около двух десятилетий здание выполняло свойственные ему функции. Но в 1930 году советская власть закрыла синагогу — так же, как и храмы других религий. Долгое время помещение использовалось не по назначению (например, как складское). А во время Второй мировой войны фашисты и вовсе устроили здесь конюшню.
Лишь после обретения Украиной независимости здание вернули еврейской общине Евпатории. Начались длительные реставрационные работы. Наконец 16 августа 2003 года синагога Егия-Капай была вновь торжественно освящена (первое освящение состоялось в 1912 году при открытии). Её двери распахнулись для верующих. А заодно и для экскурсантов.
Вообще я люблю осматривать храмы разных конфессий.Был в Буддийских и Мусульманских храмах, Протестанских и Католических, Православных и Армянских.Западный Крым.Евпатория.Армянская церковь.Мечеть ТахталыДжам
А вот в синагоге быть пока не сподобился.С интересом захожу внутрь.Ныне храм принадлежит религиозной общине прогрессивного иудаизма, насчитывающей более 100 верующих. О прогрессивном иудаизме можете прочесть здесь: evpatori.ru/religioznye-obshh… А для туристов здесь проводятся экскурсии. Как раз сейчас проходила экскурсия. Расказывают о кашерной пище и иудаизме.Внутри показалось как-то уж очень скромно. На храм мало похоже. Минимализм и ничего лишнего.А здесь Вы видите таблички с упоминанием о спонсорах по восстановлению храма.Первый раз в храме я увидел упоминание о спонсорах.Мне храм показался каким-то американизированным что ли.Может кто-то со мной не согласится...
Следующая заметка здесь: Евпатория. Ворота дровяного базара. Текие дервишей