Найти тему

О менталитете средневекового человека: самоиндетификация

Продолжаем разговор о том, как видели свое место в мире люди средневековья.

Помимо сословного самоопределения, главным и самым космополитичным вариантом самоиндетификации был религиозный. Именно вероисповедание определяло, как к человеку будут обращаться, и какое место в обществе он может занять – станет ли он частью этого общества, или останется для него чужим. К примеру, служилый человек мог переехать в другую страну, и попытаться там найти себе покровителя. Но на успех он мог рассчитывать только принимая религию этого государства. К примеру, половцев часто приглашали русские князья в своих войнах в удельный период, но те выполняли роль наемников – пришли, повоевали, плату получили и алга обратно в степь. На военную карьеру на Руси могли рассчитывать только те, кто готов был креститься.

Зенин В.В. Сослужение.
Зенин В.В. Сослужение.

Во многом это определялось особенностями самого мышления человека того периода. Традиционное сознание во многом очень консервативно, и опирается на эмпирический, практический опыт. Положение человека в древнерусском обществе определялось, прежде всего, происхождением, родственными связями. Сын получал место на службе и за княжеским столом по заслугам отца. Отношения строились на принципах семейной, родовой поруки. Возвышение одного тянуло за собой всю фамилию, и наоборот, падение неудачника бросало тень на всю его родню. Митрополит Алексей, несмотря на свой духовный сан, никогда не порывал связей с родной для него средой московского боярства. Его родные братья служили при московском дворе, а племянники завещали хоронить себя в Чудовом монастыре — возле гроба их дяди, «святителя Алексея». Человек был немыслим как индивидуальность, в отрыве от своей социальной группы.

Предметы личного благочестия, XIV в. Из собрания музея-заповедника «Куликово поле»
Предметы личного благочестия, XIV в. Из собрания музея-заповедника «Куликово поле»
Створка иконки-энколпия, XIV в. Из собрания музея-заповедника «Куликово поле»
Створка иконки-энколпия, XIV в. Из собрания музея-заповедника «Куликово поле»

Вот такие жесткие рамки накладывало на человека сословное средневековое общество, делая их одним из двух компонентов, формирующих сознание средневекового человека. Именно эти условия и формировали почву для существования традиционного мышления, во многом необычного для человека современности. А что оно собой представляло – в заключительной части цикла статей.

В следующей части мы поговорим о морфологическом сознании человека средневековья. Продолжение следует… Чтобы не пропустить, подписывайтесь на наш канал здесь.

Материал подготовил экскурсовод музея-заповедника "Куликово поле" Егор Арцыбашев.

Цикл статей о менталитете средневекового человека:

Бытие

Сословия