Продолжаем разговор о том, как видели свое место в мире люди средневековья.
Помимо сословного самоопределения, главным и самым космополитичным вариантом самоиндетификации был религиозный. Именно вероисповедание определяло, как к человеку будут обращаться, и какое место в обществе он может занять – станет ли он частью этого общества, или останется для него чужим. К примеру, служилый человек мог переехать в другую страну, и попытаться там найти себе покровителя. Но на успех он мог рассчитывать только принимая религию этого государства. К примеру, половцев часто приглашали русские князья в своих войнах в удельный период, но те выполняли роль наемников – пришли, повоевали, плату получили и алга обратно в степь. На военную карьеру на Руси могли рассчитывать только те, кто готов был креститься.
Во многом это определялось особенностями самого мышления человека того периода. Традиционное сознание во многом очень консервативно, и опирается на эмпирический, практический опыт. Положение человека в древнерусском обществе определялось, прежде всего, происхождением, родственными связями. Сын получал место на службе и за княжеским столом по заслугам отца. Отношения строились на принципах семейной, родовой поруки. Возвышение одного тянуло за собой всю фамилию, и наоборот, падение неудачника бросало тень на всю его родню. Митрополит Алексей, несмотря на свой духовный сан, никогда не порывал связей с родной для него средой московского боярства. Его родные братья служили при московском дворе, а племянники завещали хоронить себя в Чудовом монастыре — возле гроба их дяди, «святителя Алексея». Человек был немыслим как индивидуальность, в отрыве от своей социальной группы.
Вот такие жесткие рамки накладывало на человека сословное средневековое общество, делая их одним из двух компонентов, формирующих сознание средневекового человека. Именно эти условия и формировали почву для существования традиционного мышления, во многом необычного для человека современности. А что оно собой представляло – в заключительной части цикла статей.
В следующей части мы поговорим о морфологическом сознании человека средневековья. Продолжение следует… Чтобы не пропустить, подписывайтесь на наш канал здесь.
Материал подготовил экскурсовод музея-заповедника "Куликово поле" Егор Арцыбашев.
Цикл статей о менталитете средневекового человека: