О пыльных занавесках или подача пищи для ума.
Вот что вы представляете себе при слове «музей»? Рискну предположить, что протертые красные ковровые дорожки, таблички «не прикасаться», академичного экскурсовода в возрасте и старые занавески с запахом нафталина посреди копий античных статуй в пыльных залах. Если так – добро пожаловать, будем ломать старые стереотипы.
Нет, конечно, понятие музея тесно связано с понятием «старина» и образ, описанный выше, родился не случайно. История вообще достаточно скучноватая наука (при всей моей любви к ней) и чтобы пробудить к ней интерес слушателя надо много работать над формой ее донесения. Условно: если у вас есть ресторан, в котором шеф-повар уровня «бог кулинарии», но не продумана подача, зал, витрина – вы так и останетесь на уровне заведения для своих, а люди сторонние к вам даже из любопытства не сунутся. С музеями так же. История, география, физика, иные науки – это очень вкусная и полезная пища для ума и хороший музей уделяет много внимания тому, как она преподносится гостю.
Так вот, моя задача на сегодня – показать, что Калининград – это город действительно хороших музеев, на которые можно ориентироваться не только любителям науки, но и просто любознательному туристу.
О формах и форматах.
В привычном понимании музеев, тех самых, которые с залами и статуями, в городе не так уж много, буквально два или три. Зато очень много такого, что выходит за привычные рамки этого понятия. «Тематическое арт-пространство» — вот, пожалуй, термин, характеризующий такие учреждения. И они предлагают вам, как качественные наушники – полное погружение в эпоху или место, когда реальный мир остается за порогом, а вы совершаете путешествие сквозь пространственно-временной континуум. Здесь есть настоящая музей-квартира Кенигсберга, настоящий бункер времен войны, настоящие замки, настоящий форт, настоящая интерактивная площадка занимательной науки. Но начнем мы с другого.
Плыть необходимо.
Такой рекламный лозунг выбрал для себя Музей мирового океана. Это один из самых популярных музеев города, его хорошо знают в России и ближнем зарубежье. Сложно описать его коротко, слишком большой и разнообразный получился проект. 30 лет назад люди, стоящие у его истоков, поставили себе задачу охватить все сферы, связанные с океаном – и им это удалось.
Во-первых, здесь есть классическая экспозиция в помещении, рассказывающая о разных морских обитателях и мореплавании. Отдельно отмечу собственный мини-океанариум с несколькими десятками аквариумов.
Во-вторых, здесь есть выставка под открытым небом. Тут глубоководные аппараты «Тетис» и «Мир» (ага, тот самый, что к «Титанику» Камерона доставлял), судовые мачты с ходовыми огнями, настоящая рубка подводной лодки, а еще – отделанный и вымощенный внутренний двор складского портового помещения (выставка так и называется - «Пакгауз», это портовый склад, если кто не знал). О количестве разных якорей, кошек, цепей, драг, помп, кремальер и Бог знает какого еще оборудования (мне видится очень подходящим термин «дельные вещи» из судомоделизма) я скромно умолчу.
В-третьих, тут есть реальный скелет кашалота.
В-пятых, здесь есть экспозиция корабельного вооружения. Зенитки, торпеды, башенные орудия, РБУ, реальная крылатая ракета (не переживайте, без боевой части) и даже настоящий противолодочный самолет-амфибия Бе-12, с ностальгией смотрящий на воду.
В-шестых, здесь есть целый собственный флот. Настоящий.
Тут океанографическое судно – не какой-нибудь там крохотный бывший минный тральщик (это я о «Калипсо» вспомнил), а настоящий огромный белоснежный «Витязь» со всем положенным оборудованием.
Здесь судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев» с характерными циклопическими антеннами и множеством экспозиций на борту (помните вымышленное судно «Академик Владислав Волков» из старого ужастика «Вирус» времен нашего детства? Так вот здесь стоит его прототип – и поверьте, он впечатляет).
Здесь судно-плавучий маяк «Ирбенский», выкрашенное в цвета пожарной машины.
Здесь небольшой, но очень антуражный труженик моря – рыболовецкий траулер СРТ-129
За всей этой кильватерной колонной притаился хищный черный силуэт боевой подводной лодки Б-413.
Все это не просто суда. На борт каждого можно зайти, походить, потрогать, покрутить, посмотреть и даже ударить в судовой колокол.
В-седьмых, тут есть своя научная лаборатория, куда можно прийти всей семьей и проверить целый ряд научных открытий и природных явлений.
А в-восьмых, здесь завершается строительство того, что местные называют «шарик». «Шарик этот размером с 12-этажный дом и изображает нашу планету с океанами и облаками. Внутри будет собственная уникальная экспозиция, а рядом – яхтенный причал.
В общем, побывать в Калининграде и пропустить этот музей – это как прийти в «Макдональдс» и не заказать какой-нибудь «биг-мак». Можно, но картина совсем не та.
Великое посольство.
Строго говоря, это название не заведения, а экспозиции. Находится она в здании Королевских ворот, о котором я писал в предыдущих статьях, и принадлежит тому же Музею Мирового океана. Только расскажет она вам, как говорят одесситы, не за океан. Здесь вы погружаетесь в атмосферу старинного Кенигсберга с его бытом и укладом. Никакой роскоши и громких имен – все здесь так и о том, как было в городе лет двести назад. Не говоря уже о том, что вы сами находитесь в стенах и залах, которым тоже около 250 лет.
Ладейный двор и Корабельное воскресенье.
И это тоже часть Империи Мирового океана. И она тоже находится в стенах немецких ворот (Фридрихсбургские называются. Кстати, попробуйте выговорите с первого раза). Но концепция здесь совсем другая. Это именно ладейный двор. Здесь все об истории кораблестроения, устройстве парусников разных эпох (преимущественно, русских), все о том, что используется на корабле. И – собственно, ладейный двор, где строят настоящие корабли. Да, у нас тут река, а не море, так что не ждите «12 апостолов» или «Гото предестинации» (а это выговорите?), но вполне рабочие копии куршских (не путать с курскими) ладей и лодок тут есть, а по праздникам на них даже катают. Все настольно доступно и интересно, что вы реально погрузитесь в ту эпоху даже если понятия «шпация», «фор-стень-стаксель» и «бом-брамсель» от вас на расстоянии Луны.
Так пал Кенигсберг.
Широко известная в узких кругах книга, название которой я привел, повествует о последних днях города крепости перед сдачей советским войскам в 1945 году. Эта далеко не почетная обязанность выпала коменданту крепости, генералу инфантерии Отто Бернарду Ляшу. Со своим тяжелым наследством в апрельские дни боев он справлялся здесь, в бункере почти в самом центре города. Теперь это музей. Местные называют его «блиндаж» и если вы так его назовете – вас поймут, но блиндажом это сооружение совсем не является.
Вообще, такое можно увидеть только в двух городах России (второй – Волгоград): самый центр города, фешенебельные торговые центры, кинотеатры, оживленные улицы… Заходишь во двор – а там бункер, а рядом стоят две советские полевые пушки.
Спускаешься внутрь – и попадаешь в сорок пятый год. Узкий главный коридор с ответвлениями помещений.
В каждом из них – восстановленные кабинеты, узлы связи, оружейные, канцелярия, штабное помещение. В некоторых – целые диорамы, показывающие как это было. Обставляли их профессиональные историки и военные консультанты, так что можете поверить – все до последней нашивки Вермахта соответствует реалиям. Можно увидеть советских парламентеров и самого Ляша (он даже похож на прототип), подписывающих тот самый акт.
В общем, рекомендую всем причаститься.
История и художество.
Один из «классических» музеев города – областной историко-художественный. Расположен в здании бывшего концертного зала «Штадтхалле» (название никакое заведение не напоминает?), так что экстерьер очень красивый.
Внутри, будем откровенны, не такой интерактив и «полное погружение», как в описанных выше местах. Все осталось с советского периода, даже броского названия музей себе не нажил, но здесь собрана наиболее полная история области. Здесь и прусский период, и средневековая романтика, и природа края, и зал Отечественной войны (я уже говорил, что без нее тут никак), и отдельно – послевоенная история (этого вы не увидите больше нигде). В общем, если у вас есть цель узнать город вот прямо основательно – вам сюда.
Кстати, описанный выше «блиндаж» - это филиал музея. А вот другой его филиал.
Король Фридрих-Вильгельм III.
Как известно, Иван Федорович Крузенштерн – это человек и пароход. А вот кениг Фридрих-Вильгельм III удостоился чести быть человеком и фортом. Некоторые ошибочно полагают, что форт назван в честь кайзера Вильгельма, который правил Германией в ходе Первой мировой войны. На самом деле это прусский король времен наполеоновских походов. Форт входил в круговую систему фортов города и за него в 45м развернулись тяжелые бои. Он представлял собою крепость в форме сложного пятиугольника, окруженную рвом с водой, контрукреплениями (гласисами) на внешнем берегу и полукапонирами на фланках. Если не заумно – наполовину вкопанная в землю неприступная крепость с 350 отчаянными солдатами и тяжелым оружием внутри.
Штурмовали его почти неделю, а сдался он всего на день раньше самого города. Теперь здесь внутри музей, посвященный войне. Когда входишь внутрь форта, идешь по полутемным сырым коридорам, чувствуешь ледяной холод метровой толщины стен, внутри которых тусклые лампы круглый год заменяют солнце и слышишь раскатистое эхо шагов и голосов, видишь иссеченный пулями и снарядами кирпич, смотришь на узкие полоски света, пробивающегося сквозь решетки в бойницах – понимаешь: ты ТАМ.
Солнечный камень.
Про Росгартенские ворота я уже писал дважды и не устану это делать. Во-первых, они стоят прямо в историческом центре города. Во-вторых, это сооружение невероятной красоты. В-третьих, там есть музей янтаря.
Область во все времена ассоциировалась с янтарем. Предки балтов и куршей продавали его римлянам (да что там – он частенько и в Египет попадал), пруссы так «разрекламировали» его средневековым европейцам, что те целых три рыцарских ордена отправили туристами в эти земли, ну а в послевоенное время здесь отстроили целый промышленный янтарный комбинат с прилагающимся поселком. Считается, что около 90% янтаря в мире добыто здесь. Плюс-минус 3-4 процента не меняют общей картины. Калининград – это янтарь. А янтарь – это Калининград.
Может, сейчас этот камень не очень-то и в моде – а напрасно. Ему очень даже есть что показать и рассказать. Если попросите с уважением.
Виртуальная прогулка.
Есть у нас еще такие ворота (о воротах сделаю отдельную статью, настолько это важная часть истории и экстерьера города) Фридландские. И там внутри – что бы вы думали – музей.
Выставка посвящена быту и истории Кенигсберга. Ее особенность – виртуальная прогулка по старому городу, когда воссозданная улица переходит в 3Д-изображение.
Мы живем настоящим, смотрим в будущее и бережно (особенно по российским меркам) относимся к прошлому, на каком языке бы оно ни звучало. Второго города с такой историей у нас в стране нет.
Другие статьи автора: https://zen.yandex.ru/id/5eb28f29d3478357e02f410f
Блог автора на Airinme: https://www.airinme.com/user/?name=raven357
Друзья, если статья была полезной - палец вверх и подписка - моя лучшая награда.