Выдающийся британский социолог Джон Урри, недавно ушедший от нас, одну из своих последних книг посвятил будущему и социологическому взгляду на его поиски и предсказания. Он замечает, что «от будущего уже не скрыться», оно — наступило! Но что же оно собой представляет, остается одной из величайших загадок, которая приковывает к себе лучшие умы, ведь «размышления о будущем и умение его предвидеть являются залогом успеха почти всех организаций и обществ». Будущее по определению труднопредсказуемо, особенно в важных деталях, но это не освобождает нас, людей активных и деятельных, от необходимости его предвосхищения; как результат, многие предсказания будущего носят перформативный характер, то есть непосредственно влияют на него (пример: «умные города»). И этот тренд будет нарастать, ведь за будущим охотятся все, и не столько чтобы разгадать его, сколько чтобы выбрать правильную стратегию: как в нем выжить, а еще лучше — преуспеть?
В общем, будущее влияет на нас уже сегодня, и не абстрактно, а весьма конкретно — через всеобщий интерес к нему, через попытки влиятельных лиц и институтов его предсказать и управлять им. В каком-то смысле будущего — неведомого и загадочного — уже не осталось, а есть лишь «продленное настоящее». Однако, обращает внимание Урри, до недавнего времени большинство исследований будущего не имело отношений к общественным наукам: футурология развилась в отдельную дисциплину, и большая часть её идей была связана с мощными программами военного и корпоративного развития. Мощный толчок размышлениям о будущем дало экологическое движение, обеспокоенное выживанием нашей планеты. Урри предлагает социальным наукам, раз уже будущее определяет жизни людей уже сегодня, сделать его своим важным предметом исследования. Последствия концепций будущего, предлагаемых политиками, бизнесменами или инженерами, настолько важны, что нельзя отдавать их им на откуп, обществоведам следует играть центральную роль в их изучении, обсуждении и практической реализации. И привносить в эти обсуждения собственный опыт и знания общественных институтов и жизненных практик, без которого они будут лишены важнейшего элемента (ведь это все-таки будущее человечества, а не техноструктуры!).
Ключевой момент для социальных наук в связи с будущим для Урри звучит так: кому или чему принадлежит будущее? Предположим, будущее будет подчинено корпорациям (к тому, возможно, все идет) — в таком будущем продаваться будет всё, и цифровой утопизм, лелеемый Кремниевой долиной, сделает всех нас цифровыми рабами. Напротив, размышления о будущем в рамках современного «дезорганизованного капитализма» являются одним из главных способов «пробудить государство и гражданское общество из спячки». Будущее должно быть не корпоративным или технологическим, а социальным, — постулирует ученый. «Социальное будущее» проблематизирует как автономные рынки, так и победное шествие технологий. Чтобы будущее было социализировано и демократизировано, нам необходим новый — не советский, но и не капиталистическо-корпоративный — тип планирования. Он должен проводить различение между тремя видами будущего: вероятным, возможным и предпочтительным (и предпочтительное может оказаться наименее вероятным!). Если один из ключевых элементов власти — способность определять будущее, выбирая из множества возможных вариантов, то эта власть, во-первых, должна быть умной, а во-вторых, демократической. А для этого «вероятные варианты будущего должны найти отражение в многочисленных социальных институтах, нормах и движениях».
Урри выделяет три основных подхода социальных наук к прогнозированию моделей социального будущего: индивидуалистический (предполагает, что воздействовать на будущее следует через коррекцию поведения каждого индивида, изменяя «корзину поощрений и наказаний» за определенные действия), структурный (делает упор на эволюции фундаментальных социальных институтов — таких как семья, государство и др.) и «теорию сложных систем». Последняя, с точки зрения автора, предпочтительна, так как преодолевает ограничения обоих полярных подходов, рассматривая социальные системы/структуры как открытые, динамичные, адаптивные и изменчивые. Именно так, по мнению Урри, и следует прогнозировать будущее, и в книге даются развернутые примеры такого прогнозирования через различные сценарии. Эти примеры убеждают, что будущее «неразрывным образом связано со способностью социальных акторов формировать свое будущее или даже “иметь” будущее. Люди, местности и организации, у которых нет будущего, выталкиваются на обочину». И так как будущее «является целью самых разных сил», неизбежен конфликт между ними.
Сегодня, констатирует социолог, «частные интересы в буквальном смысле «владеют» общественно значимыми вариантами будущего вместо того, чтобы сделать их достоянием всех членов общества». Никакого «пустого будущего», которое только жаждет быть заполненным, не существует, но есть множественное будущее, то есть его конкурирующие сценарии, продвигаемые различными силами. Возможности формирования будущего сильно зависят от тяжелого бремени истории и сложившихся властных отношений. И, конечно, наличие власти позволяет оказывать гораздо большее влияние на формирование будущего. При её помощи экономическим и технологическим моделям будущего можно противопоставить социальные модели, которые должны быть созданы социальной наукой во взаимодействии с прогрессивными общественными движениями. Рынки сами по себе «способны самым ужасным образом “провалить” будущее». Поэтому индивиды, местные сообщества, корпорации, правительства и международные организации должны координировать свою работу над будущим. И координатором этой работы, заключает Урри, должно быть государство — но его следует «разбудить от спячки», и прогнозирование выступает отличным будильником. Будущее никогда не бывает полностью открытым, но случаются моменты большей, чем обычно, открытости, «когда кости еще не брошены». Возможно, сейчас именно такой момент!