Найти тему

Какой бизнес рос во время пандемии и почему

Оглавление

Лето российской экономики началось с эйфории: закончился карантин, открылись предприятия торговли и сферы услуг. Истосковавшийся по простым радостям народ устремился на отдых, по магазинам и ресторанам, а Правительство представило План восстановления экономики.

После резкого всплеска в июне июль оказался гораздо спокойнее, а август и вовсе разочаровал: росли только какие-то второстепенные в масштабах экономики сектора: внутренний туризм, продажа недвижимости и автомобилей, бытовой техники и электроники, спортивного инвентаря и товаров для ремонта. Все остальное замерло.

Внутренний туризм

После двухмесячного «домашнего ареста» люди спешили насладиться свободой и летом. Все главные и даже второстепенные туристические направления были переполнены — оно и понятно: заграница все еще закрыта. Однако даже у этого бурного роста были свои побочные эффекты: смежные услуги продавались гораздо хуже, чем обычно, — у людей явно не было лишних денег, хватало только на оплату самого отдыха.

Недвижимость

В июне российские банки выдали ипотеку на 258 млрд руб. Это рост на 28 процентов к прошлому году и на 39 — к маю. Здесь свою роль сыграли: антикризисная «президентская» ипотека по сниженной ставке 6,5 процента; снижение размера первоначального взноса с 20 до 15 процентов; общее падение ставок по кредитам вслед за ключевой ставкой ЦБ.

В кредитных портфелях банков доля ипотечных кредитов резко выросла: на нее сейчас приходится 35–50 процентов новых ссуд.

Общий ожидаемый объем выдачи ипотечных кредитов за год — 2,5 трлн руб. Не последнюю роль в росте интереса к ипотеке сыграло падение ставок по депозитам, страхи по поводу грядущей девальвации рубля и, соответственно, поиск «тихой гавани» для инвестиций.

Автомобили

Здесь все просто: это не отложенный спрос, а растянутая паника. Ослабление рубля и обещания автопроизводителей повысить цены привели к тому, что народ смел из автосалонов все, что было.

Продажи были шквальными в июне-июле, но в августе все успокоилось и они оказались ниже, чем в 2019-м.

Электроника и спортинвентарь

Люди осознали, что жить и работать им теперь нужно в онлайне, и обновляют свои «орудия производства»: теперь в идеале у каждого члена семьи должен быть собственный компьютер или, на худой конец, планшет — чтобы все они могли работать и учиться одновременно , а не по очереди.

Со спортинвентарем все забавнее: даже после открытия фитнесклубов многие их клиенты туда не вернулись, а предпочли устроить спортзал на дому.

Бытовая техника

Высокие продажи также свидетельствуют о том, что люди обустраивают свои жилища — старые или новые, — чтобы там можно было комфортно не только жить, но и работать и учиться на удаленке.

Также почти восстановился оборот розничной торговли: в июле он вырос до 97,5 процента год к году.

Денис Ракша, Генеральный директор компании экспертного консультирования «Неокон», автор и экс-ведущий программы «Экономика по-русски»

Из материалов журнала «Финансовый директор»