Закончились каникулы и тема дистанционного обучения вновь стала актуальной. Давайте поговорим о дистанционном образовании, настроении, настрОе и о том, как помочь ребенку справиться с минусами такой формы обучения.
Тема дистанционного образования не нова, и мы почти уже свыклись с такой формой обучения. Как и в любом деле, есть в этом свои плюсы и минусы.
Плюсы дистанционки
- Не нужно тратить время на дорогу (появляется больше свободного времени);
- Семья может быть более мобильной, ведь ребенок может заниматься везде, где есть выход в интернет;
- Дистанционное обучение помогает овладеть современными технологиями, которые могут пригодиться в будущем, ребенок учится самообразовываться;
- Отсутствие постоянного контроля со стороны учителя помогает тренировать саморегуляцию;
- Стеснительным ученикам легче проявлять себя и быть более активными на уроке;
- Родители могут участвовать в процессе обучения вместе с детьми. Это помогает увидеть сильные и слабые стороны ребенка , помочь ему быть успешным в обучении.
Минусы дистанционки
- Отсутствие "живого" контакта между учителем и учеником. Внимание максимально при непосредственном контакте с другим человеком. Во время онлайн-обучения оно снижается, также снижается и восприятие информации. Бывает, дети параллельно с уроком включают компьютерную игру. В этом случае присутствие ребенка на уроке минимально. Учителю сложно отслеживать вовлеченность детей в процесс обучения.
- Не всегда расписание удобно построено, нет регламентированной перемены. Дети часто между уроками остаются за компьютером. Это тоже негативно влияет на внимание детей.
- Снижение мотивации. Во время онлайн урока отсутствует соревновательный компонент, ребенок не чувствует принадлежности к группе, у него не возникает стремление быть похожим на других, как следствие, мотивация снижается.
- Увеличивается объем домашней работы. Чаще всего, чтобы не отстать от программы, учитель дает бОльший объем работы на дом. После трех-четырех часов за компьютером мозг устает и ребенок не может эффективно заниматься. Не у всех родителей есть возможность полноценно помочь ребенку выполнить домашнюю работу. А те, кто может это сделать, вынуждены несколько часов в день проводить с ребенком за выполнением заданий. А он устал, рассеян и не может самостоятельно работать...
Но не стоит унывать. С этой ситуацией помогут справиться нейропсихологические игры на развитие внимания и саморегуляции. Задания нужно выполнять регулярно, можно использовать их в качестве паузы между уроками.
Нейропсихологические игры
1. Упражнения на развитие переключаемости внимания. Возьмите любой текст, например, ненужный прошлогодний учебник. Задание для ребенка – обведи все буквы "К" в кружочек, а все буквы "О" зачеркни крестиком. Задача ребенка максимально быстро и правильно проработать эту страницу . Важно, чтобы ребенок сконцентрировано полноценно несколько минут этим занимался. Если были допущены ошибки, их пересчитать и отслеживать ежедневную динамику. Успехом будет считаться ситуация, когда ошибок будет становится меньше.
2. Упражнение «Слушаю и считаю». Учимся распределять внимание, развиваем самоконтроль.
Прочитайте предложение, постукивая карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.
3. Упражнение «Читаю и считаю». Тренируем переключаемость и распределение внимания.
Предложите ребёнку прочитать текст и одновременно посчитать количество слов в нем. Для счета нельзя использовать пальцы.
4. Упражнение «Запрещенная цифра». На развитие самоконтроля, концентрации и распределения внимания.
Считайте вслух от одного до 41, не называя числа, в которых есть цифра 4. Вместо них говорите: «Не собьюсь». Предложите ребёнку повторить упражнение.
5. Лабиринты. Развивают концентрацию и устойчивость внимания. Используем принцип от простого к сложному.
6. Игра с домиками. Еще один вариант игры на развитие внимания. Необходимо найти числа в домике:
- сначала все цифры, напечатанные жирным шрифтом, затем тонким;
- назвать все цифры по порядку, при этом одна должна быть напечатана тонким шрифтом, другая - жирным;
- найти все цифры по порядку, но напечатанные тонким шрифтом по возрастанию, а жирным по убыванию, причем перечислить нужно сначала одни потом другие. Например: 1, 50, 2, 49, 3, 48 и т.д.
7. Упражнение «кулак и заяц» направлено на развитие произвольной саморегуляции и внимания. Показываем пальчиками разных рук кулак и зайчика, но показать нужно так, чтобы кулак и заяц не встречались.
8. Упражнение «Ухо – нос». Левой рукой взять себя за кончик носа, правой – за левое ухо. Одновременно поменять руки: правой взяться за кончик носа, левой – за правое ухо. Повторить несколько раз.
Будьте здоровы!
Автор статьи: психолог Центра логопедии и нейропсихологии г.Уфа Султанова Оксана
Другие полезные статьи о детях и школе на Уфамаме:
Дети и чтение.
Кухонная психотерапия.
Оценка или профанация?