По сути своей, открытие русского эпоса состоялось лишь в 19 веке, когда появились "Сборник Кирши Данилова" (1804, 1818) и первые публикации былин из собраний П. В. Киреевского (1848) и П. Н. Рыбникова (1861)... А до середины 19 века вообще никто, даже крупнейшие специалисты по народной словесности, не подозревали, что былины ещё можно услышать в живом исполнении не за тысячи верст, а совсем неподалёку от Петербурга - в Заонежье, на Киж-острове, на берегах Печоры и Белого моря. Недаром русский Север стали называть "Исландией русского эпоса". С тех пор стало известно более трех тысяч текстов былин, но даже это далеко не весь "золотой фонд" русского народного эпоса.
В разработанном Пушкинским домом проспекте полного стотомного Свода русского фольклора былины должны, по предварительным расчетам, занять двадцать томов (по 50-60 авторских листов каждый) - вот реальное богатство, которым мы обладаем...
А кто может сказать сколько было былин во времена легендарного Бояна или летописца Нестора ( оба, кстати, современники ) , сколько их было тысячу лет назад, в те самые времена, когда князь Киевский Владимир Святославович сам ещё поклонялся языческим идолам и в 980 году в Киеве " постави кумиры на холму вне двора Теремного. Перуна древяна, а главу его серебрену, а ус злат". Того Перуна, которого через восемь лет он сам же низвергнет, привяжет к конскому хвосту и спустит с горы в Днепр.
Уже тогда князь Владимир и его дядя, воевода Добрыня, благодаря которому он и занял сначала новгородский, а затем и киевский стол, наверняка слышали песни вещих боянов. Вещим считался и ближайший предок Владимира, князь Олег, прозванный так за свою мудрость и дар предвидения. Но помимо этого автор "Слова о полку Игореве" называет Бояна ещё и Велесовым внуком, то есть внуком одного из самых почитаемых языческих богов, считавшегося покровителем домашних животных. Культ Велеса был самым непосредственным образом связан с языческой обрядовой поэзией, а потому, видимо, и Боян- его внуче
Из " Слова о полку Игореве" мы можем почерпнуть и другие весьма любопытные сведения о песнетворцах древней Руси. Автор "Слова" далеко не случайно хочет начать свою песнь по былинам сего времени. Автор славит вещего Бояна, и спорит с ним, и учится у него, представляя, как тот начал бы песнь о полку Игореве. И при этом особо подчеркивает, что хочет свою песнь творити не так, как Боян, который растекашется мыслию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы. В данном случае автор "Слова" говорит о Бояне словами его же песен, как мы говорим о Пушкине или Блоке, цитируя их стихотворения.