Найти в Дзене
5x6

Пиллау. Путешествие в самый западный город России.

Осенняя прогулка по Кронштадту напомнила мне еще одно наше путешествие. Пиллау - ныне Балтийск - база Балтийского ВМФ и объект туризма для тех, кто интересуется военно-морской тематикой, фортами и крепостями.

Набережная Балтийска
Набережная Балтийска

В Калининградской области мы побывали осенью 2014 года вдвоем с женой. Наделали огромное количество фоток, часть из которых было выложено ей в социальных сетях.

Российская Европа, ну или Европейская Россия
Российская Европа, ну или Европейская Россия

Но вернемся к Пиллау. Первые упоминания о поселении, а именно деревне Вограм в этом районе относятся к XIII веку. Первыми балтийцами были рыцари и переселенцы из Европы, которым приглянулось богатое рыбой море и леса, полные добычи.

Многие ехали сюда, мечтая разбогатеть - песок у моря был «размешан» дорогостоящим янтарём.

Набережная Балтийского моря, до сих пор здесь народ ищет янтарные камушки
Набережная Балтийского моря, до сих пор здесь народ ищет янтарные камушки

Деревня с названием, похожим на Пиллау (Пилль, Пиле) появилась на 166 лет позже возникновения деревни Вограм. В переводе с прусского это означало "крепость" или "замок" Но существует древняя прусская легенда, что имя городу дала русалка Пилла. Легенда красивая, а вот верить ей или нет - читатель сам решит)

Неизвестно, как сложилась бы судьба этой деревни и всей Калининградской области, если бы в 1510 году с моря не пришёл жесточайший шторм, во время которого образовался пролив, отделивший нынешнюю Балтийскую косу от суши. Про наши прогулки по Балтийской косе я напишу отдельную историю. Место очень красивое и интересное.

наверное где то здесь вышла на берег русалка Пилла
наверное где то здесь вышла на берег русалка Пилла

После шторма жизнь в Пиллау уже не была прежней — люди обосновались на нынешней косе, а пролив стал судоходным и принес колоссальное развитие в экономику и историю города.

За век город стал лакомым кусочком для завоевателей. Во время прусско-шведской войны в 1623 году король Швеции Густав II Адольф высадился в мирном городе и через несколько часов его войска полностью оккупировали Пиллау.

"Шведская Крепость" комплекс оборонительных сооружений, построенная по приказу шведского короля Густава Адольфа Второго
"Шведская Крепость" комплекс оборонительных сооружений, построенная по приказу шведского короля Густава Адольфа Второго

Своим подчинённым он поручил построить крепость и отправился в поход. Для её возведения было собрано четыре тысячи человек — однако через год огромное количество жизней унесла чума. Строительство известной для нас Шведской крепости продолжилось лишь в год смерти короля, в 1632 году. Крепость, как и сам город в знак примирения были проданы Пруссии через 3 года, а через год после заключения мирного соглашения в Пиллау вошли Бранденбургские войска. Статус города Пиллау приобрёл лишь в 1725 году.

Во время франко-прусской войны в начале 19 века впервые вошли в Пиллау французы. Фарнцузской армии не удалось взять крепость, а через месяц воюющие стороны уже заключили Тильзитский мир. Вторую попытку обосноваться в знаменитом городе французы предприняли в 1812 году . У них получилось занять город, но не надолго - в этом же году они отступили под натиском русской армии.

Через 4 года после этих событий в городе был построен маяк, который до сегодняшнего дня является одним из символов города.

Высота маяка составляет более 30 метров. Автор постройки неизвестен
Высота маяка составляет более 30 метров. Автор постройки неизвестен

После первой мировой войны Пиллау стал единственной возможностью попасть из Восточной Пруссии в Германию без польского контроля. С 1921 года Пиллау стал закрытым городом и был объявлен базой германского флота. В 1934 году было начато строительство аэродрома, было налажено транспортное сообщение с Кёнигсбергом и по городу.

Советский войска овладели городом 25 апреля 1945 года. У нас не принято афишировать тот факт, что первая попытка взятия Пиллау потерпела фиаско. Порт хотели штурмовать еще в феврале, однако немцы нанесли упреждающий удар.

Немецкая группировка была в то время очень сильна. Полной блокады немецкой группировки в Восточной Пруссии нашим добиться не удалось, Немцы окруженными себя не чувствовали, они в полный рост использовали Балтийское море для снабжения своих войск оружием. Сталин не разрешал использовать на Балтике большие корабли, а торпедные катера не смогли целиком и полностью выполнить миссию.

Современный торпедный катер Балтийксого флота
Современный торпедный катер Балтийксого флота

Бои за Пиллау были очень кровопролитными и тяжелыми. Немцы сопротивлялись изо всех сил – у них не было другого выхода. 11-я гвардейская армия, которая брала город-порт, понесла огромные потери.

Немецкий дот (бетонированное пулеметное укрепление)
Немецкий дот (бетонированное пулеметное укрепление)

В городе было сосредоточено около 30 зенитных батарей. Еще одним элементом обороны была… подземная железная дорога, которая соединяла Пиллау и Фишхаузен. По подземке наверх, в казематы, где были оборудованы артиллерийские и пулеметные позиции доставлялись боеприпасы. Сейчас вся эта система забетонирована.

27 ноября 1946 года город был переименован в Балтийск. До 90-х годов Балтийск был полностью закрытым для посещения туристов. Сегодня это маленький кусочек истории, сохранившийся после многочисленных войн, происходящих на его территории в отличном состоянии.

центральные улочки Балтийска, Пехотные казармы
центральные улочки Балтийска, Пехотные казармы

В городе сохранилось большое количество старых прусских домов, многие из которых имеют историческую ценность.

Стары дом с черепичной крышей
Стары дом с черепичной крышей

Помимо старинных зданий можно увидеть в живую корабли Балтийского флота, сходить в Музей Балтийского флота, посетить Пехотные казармы, осмотреть оборонительные укрепления или дойти до заброшенного военного аэродрома Нойтиф.

Р.S.: все фото авторские, взяты из семейного архива.