Увлекательный роман Роберта Харриса «Помпеи» прочитали миллионы читателей по всему миру. Но 21 из них оказались особенно важными. Для науки. В течение 19-дневного эксперимента добровольцев каждое утро обследовали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ). После пяти дней «книжного поста» в течение следующих девяти дней участники читали вечером «Помпеи» (30 страниц в день). Утром была проведена викторина на знание содержания книги, а затем активность мозга читателей была проверена с помощью МРТ. Последние пять дней - как и вначале - респонденты ничего не читали. Результаты работы коллектива проф. Грегори С. Бернс из Университета Эмори, опубликованный в 2013 году в журнале Brain Connectivity, вызвали удивление. Во время утренних осмотров, проведенных после вечернего чтения, была обнаружена повышенная активность в левой височной доле мозга (в поперечной височной извилине и угловой извилине) в областях, отвечающих за восприятие языка, например для распознавания букв. Это общие области, которые активируются при чтении. Однако что было удивительно, так это возросшая активность в так называемых соматосенсорной коре (в области центральной борозды головного мозга) и мозжечок, отвечающие за чувство и контроль движений тела. Например, простая мысль о беге стимулирует нейроны, которые также активны в реальном беге. «Изменения в области мозга, отвечающей за физические ощущения и двигательные навыки, могут означать, что при чтении романа мы буквально переносимся на тело главного героя», - поясняет проф. Бернс. "Мы давно знали, что чтение позволяет нам в метафорическом смысле шагнуть под чужую шкуру. Теперь мы видим, что это происходит и в биологическом смысле ». Доктор Катажина Еднорог из отделения нейрофизиологии Варшавского института экспериментальной биологии M. Nencki PAN, которая занимается исследованием дислексии, однако, довольно скептически относится к этим результатам. «Исследователи действительно заметили, что книги оказывают сильное влияние на наши чувства и эмоции, например, тексты, описывающие эмоции персонажа, активируют нашу лимбическую систему, что указывает на то, что мы эмоционально переживаем то, что происходит в романе. Когда мы читаем о чем-то вкусном, наш мозг активирует сенсорные области, отвечающие за восприятие вкуса », - поясняет исследователь. «Повышение активности соматосенсорной коры и мозжечка в этом исследовании интригует, но я далека от вывода, что это означает, что мы играем в шкуру героя и вместе с ним, например, спасаемся из разрушенных вулканом Помпеи. Изменения, наблюдаемые исследователями, также могут быть связаны с самим чтением, т. е. усилением глазодвигательного контроля и зрительного внимания, а не обязательно с содержанием книги. Безусловно, такое исследование следует повторить с использованием большего количества книг, не только сенсационных, например, для сравнения, респонденты могли читать тексты, лишенные эмоций », - поясняет доктор Еднорог. Также известно, что любители художественной литературы более чутки и лучше разбираются в социальных ситуациях, чем другие люди. Проф. Раймонд Мар, психолог из Йоркского университета в Канаде, попросил группу добровольцев прочитать рассказы и философские эссе, лишенные героев и эмоций. Затем он проинструктировал этих людей интерпретировать чувства и мотивы людей, изображенных на тестовых картинках. Те, кто читал эмоциональную литературу, справлялись лучше. Те, чей мозг ранее занимался сухим фактическим анализом, проявили меньше сочувствия. «Читая художественную литературу, нам нужно больше использовать теорию разума. Это система понятий, которая позволяет человеку предсказывать и объяснять поведение других людей на основе предыдущих эмоциональных переживаний », - говорит исследователь. «Читая книгу, мы пытаемся сыграть роль ее главного героя, сопереживать ему, чтобы предсказать, как будет разворачиваться действие, что он будет делать - вот почему этот тип литературы может повлиять на наш уровень сочувствия», - добавляет доктор Катаржина Еднорог."Исследования Дехаэна, а также более ранние исследования проф. А. Кастро-Калдас показывают, что мозг неграмотных людей и умеющих читать существенно отличается. Неграмотные не активируют слуховую кору, области, отвечающие за речь, в той же степени, что и читатели. Чтение меняет восприятие языка, развивает фонологическую осведомленность, то есть способность разлагать слова на звуки, которые можно записать буквами. Мы также лучше говорим, мы начинаем использовать более абстрактные слова или предложения и понимать их », - перечисляет доктор Катажина Еднорог. Также оказывается, что у тех, кто умеет читать, меньше устает мозг. Дехайн в исследовании, проведенном в журнале Science в 2010 году, показал, что неграмотные люди при понимании сложных предложений активируют больше областей мозга, включая те, которые связаны с умственными усилиями, такие как передняя поясная кора. Чем больше человек знал слова и чем дольше они читали, тем меньше усилий требовалось, чтобы понять язык. «Это прямое доказательство того, что умение читать развивает наши лингвистические способности», - подчеркивает д-р Еднорог. Ее команда исследует детей, которые учатся читать и писать (детский сад и первый класс). Им дали послушать пару слов, и они сказали бы, рифмуются. Дети детского сада, которые еще не умели читать и писать, использовали в этой деятельности гораздо больше различных областей мозга, чем дети первого класса. Есть ли у чтения минусы? Исследователи обнаружили, что у тех, кто научился читать в раннем возрасте, область левой затылочно-височной борозды меньше реагировала на изображения лица, чем у неграмотных. Из чего следует, что настоящий книжный червь не сможет узнать вас на улице! "Проф. Дехаене убеждает меня каждый раз, когда я вижу его, что он прозопагнозия, то есть он не может различать человеческие лица, но его исследование не выявило каких-либо различий в этой способности у читателей и неграмотных », - смеется доктор Катаржина Еднорог. «Однако исследование 2014 года показало другое - у тех, кто умеет читать, снижается способность распознавать зеркальное отображение различных предметов. Если мы показываем обезьянам объект и его зеркальное отображение, в их мозгу активируются те же нейроны, но люди не читают его. Эта способность исчезает, потому что мы должны понять, что b и d не одно и то же », - заключает исследователь. Но нужен ли нам этот навык? Сложно сказать, конечно, чтение нам полезнее.