Найти в Дзене
Звенимир

Верхняя Красносельская, дом 16а. "Мостриковязь". Водочный завод Штритера.

Мой флагманский, семиэтажный дом 16а на Верхней Красносельской улице стоял сразу за "трикотажкой". Он действительно был похож на какой-то огромный "Титаник" стоящий на приколе у исчезнувшего Красного пруда. Огромная чёрная труба и пожарная лестница до крыши добавляли ему пароходности. Вокруг него располагались пятиэтажки, бараки и частная застройка. Поскольку высота потолков была в доме 3-70, то его он был очень огромного роста. Помню когда нас переселили в Чертаново на 12-й этаж, я представлял себе, что наверно с такой высоты вся Москва будет видна. Но к большому моему детскому удивлению оказалось, что моя новая двенадцатиэтажка фактически такого же роста как и мой старый дом. И там и там наша семья жила на последних этажах.

Вид из окна моего дома впечатлял. Насквозь проглядывались вся Красносельская, все Сокольники, виднелся парк "Лосиный остров", и даже проглядывались дали Щелковского шоссе. С другой стороны с дома открывался впечатляющий вид на всю Комсомольскую площадь, высотки и вокзалы.

И тем не менее, в 1999 году такую мощную домину снесли. Почему это произошло долго время для меня оставалось неясным.

Мой дом был построен в 19 веке. Тогда он был двухэтажный. После революции его сделали четырёхэтажным, и после войны в начале 50-х годов он стал семиэтажным.

Местные старожилы говорили что до революции в нашем доме располагалось заводоуправление. Другие утверждали, что это был барский двухэтажный особняк на территории фабрики.

Вечно стрекочущая "трикотажка" казалось была тут вечно. И мы всегда считали, что и до революции она также стрекотала. Но оказалось, что стрекотать она начала только с 1926 года. Именно тогда, в 1926 г., с целью организации трудовой занятости инвалидов, была создана артель «Мостриковязь». До 1941 г.  артель выпускала трикотаж для постельного белья, ватин, одеяла, пряжу.  В период Великой Отечественной войны артель «Мостриковязь» выпускала для фронта шинельное сукно, одеяла, а инвалиды, работающие на дому, вязали варежки, носки, свитера. Уже в мирное время артель перешла на выпуск товаров народного потребления – одеял, ватина, платков, покрывал. С 1960 года она стала частью "Мостекстильпрома" и стала называться фабрикой.

А что же было до 1926 года? Ведь строения вокруг были намного старше указанного времени. Покопавшись в источниках я выяснил, что артель "Мострикосвязь" была открыта на месте водочного завода Штритера, поставщика Его Императорского Величества. Оказывается здесь находился с 1869 года московский филиал известного промышленника Александра Штритера, у которого был завод в С-Петербурге и Риге. Именно Штритеры придумали рецепт знаменитого "Рижского бальзама", и вообще торговая марка водочных изделий торгового дома Штритеров была известна на всю России, и даже далеко за её пределами.

Но оказывается свой заводец Штритер открыл не на пустом месте. К 1869 году по адресу Верхняя Красносельская д.16, располагался другой, гораздо более скромный заводец вино-водочных изделий, купца первой гильдии Иосифа Геера. Именно на его мощностях, Александр Штритер развернул выпуск своей высококлассной водки.

Неудивительно, что когда сносили старый деревянный дом, который стоял на правому борту моего замечательного, флагманского дома, то в его подвале было обнаружено огромное количество разнообразных, диковинных по форме бутылок. Впрочем это всё обнаружили местные аборигены - мой брат со своим старшим приятелем.

Отсюда вполне можно сделать заключение, что мой дом 16а по Верхней Красносельской, находился на территории штритерских владений, и мог являться или заводоуправлением или жилым домом управляющего. Тогда еще он был двухэтажным домом. Покопавшись в архивах я выяснил, что производством в те годы заведовали два русских мастера, а управляющим был «немец» Карл Ледлоср.

Водочный завод Штритера просуществовал до 1915 года. После начала Певрой мировой войны по стране прокатились немецкие погромы, и завод Штритера подожгли. Впрочем его смогли хозяева за год восстановить и уже в 1916 году он вновь осуществлял продукцию. Очень непродолжительное время. Начались времена "сухого закона" и производство спиртного было остановлено. Потом - революция. Хозяева уехали. Помещения завода стояли брошенными до 1926 года, пока туда не была прикомандирована "Мостриковязь".

В заключении немного истории в фотографиях:

Вот фото 1870-х годов

Завод Штритера на Верх. Красносельской улице Москвы.
Завод Штритера на Верх. Красносельской улице Москвы.

А вот как это всё выглядело сто лет спустя в 1986 году

-2

За вывеской "Мостекстильпром" торчит фрагмент моего флагманского дома.

А вот еще одна интереснейшая фотография конца 19 века.

-3

На фотографии изображён знаменитый "Красный пруд", с видом на Красное село. По центру виднеются храмы красавца Алексеевского монастыря. А слева фотографии видна труба и строения штритерского Водочного заводика.

Не так давно нашёл "тугамент", лужковского-музыкантского времени, 1998 года, проливающий свет на то, почему был снесён мой огромный дом. Была версия, что у дома поехал фундамент. Он был построен на берегу Красного Пруда, а там дескать почва была рыхлая и плывущая. Да и сам Красный Пруд, некогда чуть не курортная жемчужина с парками и театрами 18 века, к началу века 20-го стал просто отстойной клоакой.

Но дело было не в фундаменте. Просто у дома такая судьба, вечно реинкарнировать и расти ввысь. В "тугаменте" направленном "Управлению по реконструкции и развитию уникальных объектов" приказ об увеличении этажности строящегося дома 16а по Верхней Красносельской улице (1-я очередь) до 16-17 этажей. Но на самом деле дом построили 20-ти этажным. Наверно лет через 50 этот дом снесут и построят 50-ти этажный. Вверх, к самым звёздам!