У алтайских народов, как и у других тюркских народов культ коня, имеет особенное сакральное значение.
В алтайских сказаниях, конь для батыра - его первый друг и помощник. Поэтому конь, это почти высшее существо для алтайцев:
«В сердце женщины живёт одетый в броню сверкающий мужчина; в сердце мужчины живёт осёдланный огненный конь», – так пели народные сказители.
В пантеоне божеств алтайского племени теленгитов есть божество Бий Абы каан, тесно связанный с миром животных.
С этим божеством связан определенный ритуал его почитания, который проводил кам (шаман) и только в новолуние.
Во время ритуала ыйыка, определялся конь, угодный божеству. Кам определял его помощи чашки с молоком, которую клали на лошадь светлой масти. В случае, если лошадь начинала дрожать или потеть, то ее определяли как пригодную для божества.
После определения пригодности животное окропляли молоком, привязывали к гривне ритуальную ленту jалама белого цвета. В проведении обряда шаман был облачен в ритуальную одежду, которая включает шапку кош бöрÿк, при изготовлении которой использовали перья совы, ритуальный костюм – манjак, бубен – тÿҥÿр и колотушку – орбу. Весь процесс сопровождался ритуальными текстами – алкыш сöс. После окончания обряда животное паслось в стаде - монография А.Едешова "Жертвенный конь в верованиях теленгитов"