Найти в Дзене
Томская неделя

Генерал генералу друг

Пришлось недолго ждать, чтобы убедиться, насколько верна информация об отставке первого замдиректора Росгвардии — начальника главного штаба ведомства генерал-полковника Сергея Ченчика. Слухи о ней, впрочем, появились много раньше. На одном из сайтов даже поместили обращение самого директора российских гвардейцев Виктора Золотова на имя Владимира Путина с просьбой уволить одного из своих первых заместителей. Указывалась и причина — по оргштатным мероприятиям. Проще говоря, должность, занимаемая генералом Ченчиком, упразднялась. Во что, честно говоря, трудно верилось. Ведь еще известный путинский военачальник Анатолий Квашнин, возглавляя генеральный штаб, говорил: «Если Генштаб — мозг армии, то я — главная его извилина». Поэтому и покушение на «главную извилину» Росгвардии можно рассматривать и как попытку подрыва боеготовности наших славных гвардейцев. Причем идущую с самого верха.

Впрочем, недоразумение исчезло сразу же после выхода президентского указа об увольнении господина Ченчика. Вышел он в минувшую субботу, а буквально следом за ним свет увидел еще один документ. Также за подписью Владимира Владимировича. Согласно его воле, у В. Золотова остается всего один первый заместитель. Это генерал Виктор Стригунов. Ну, а из через чур длинного названия должности, которую раньше занимал В. Ченчик, слова «первый заместитель директора» стирались. Оставались только «начальник главного штаба». Вот вам и все оргштатные мероприятия!

К чему такие изменения, понять пока сложно. Хотя армейская молва связывает их с намечаемыми В. Золотовым возможными изменениями. В том числе касающиеся сокращения должностей, предусматривающих генеральские звания.

Ну, а одной из причин увольнения со службы господина Ченчика, или, как говорят порой в войсках, «направлением в народное хозяйство», называют его близость еще к одному опальному генералу, Сергею Меликову. Кто не помнит, пару лет назад он фактически и возглавлял Росгвардию в должности первого заместителя ее директора. Но чуть больше года назад был также отправлен В. Золотовым искать счастья в «народном хозяйстве». Оно для господина Меликова обернулось на первых порах уютным кабинетом в Совете Федерации, а месяц с небольшим назначением, исполняющим обязанности главы Дагестана.

Так что совсем не исключено, что через месяц-другой мы увидим в составе правительства республики фамилию С. Ченчика. Например, в качестве его начальника. Жаль вот только, столь уважаемую компанию не может пополнить генерал С. Милейко, с которым отношения у дагестанского главы много ближе и теплее. Сегодня он больше отвечает на вопросы военных следователей.

Что же касается нынешнего состава командования Росгвардии, то его «образовательная часть», на мой взгляд, удивит даже далеких от армейских порядков граждан. Впрочем, судите сами. Из оставшихся семи заместителей В. Золотова больше половины генералов закончили либо тыловые, либо пожарно-технические военные училища. Есть вопросы по образованию и к самому В. Золотову. Юридический институт и, тем более Академия Генерального штаба, конечно же, говорят о прекрасной школе. Вот только неплохо бы узнать название этого самого института, давшего путевку в жизнь самому товарищу российского президента. Тем более все без исключения его заместители, чьи биографии приведены на официальных сайтах, подобной стеснительностью не страдают. С упомянутой академией и того сложнее. Как известно, учат в ней на факультете национальной обороны три года. Причем очно. Думаю, такой немалый отрыв от повседневных обязанностей господин Золотов себе позволить мог вряд ли. Есть, правда, при академии всевозможные курсы, обучение на которых ведется несколько месяцев. Например, для тех же депутатов Государственной думы. Но, согласитесь, их посетителям писать в анкетах «закончил Академию Генерального штаба» — по меньшей мере нескромно.

Хотя, опять же, по престижности образовательный багаж главного росгвардейца вполне мог уместиться в одном ряду и с тыловыми, и даже пожарно-техническими военными училищами, выпускников которых в непосредственном подчинении, как мы уже выше выяснили, у него немало.

Да и кого в современной России заботил уровень образования в силовых структурах? Взгляните на боевой путь министра обороны страны, и вопросы отпадут сами собой.

Владимир Долгих