Найти тему
Олеся  Орленко

Сокращения ради спасения бизнеса

Во Франции продолжается ползучая деиндустриализация. Bridgestone, второй крупнейший мировой производитель шин, ещё летом объявила о закрытии завода в Бетюне. Производство переносится в Восточную Европу, где корпорация сможет хорошо сэкономить на зарплатах. Работники завода, профсоюзы, местные жители и муниципальные власти требовали государство вмешаться и спасти рабочие места.

Всё, на что оказалось способно государство, – ненастойчиво предложить Bridgestone пересмотреть свой план, перепрофилировать производство и сократить не всех рабочих, а лишь большую половину. Реакция руководства компании пока неизвестна.

Сегодня правительство практически не способно, да и не пытается, противостоять решениям бизнеса о сокращениях или закрытии производств. Это стало следствием неолиберальной политики, проводимой им на протяжении долгих лет.

В присутствии президента представителей региональных властей государственный секретарь по экономике и финансам Аньес Панье-Рюнаше, не вдаваясь в подробности, обрисовала план «который направлен на производство 3 миллионов шин на заводе в Бетюне за счёт использования новых станков, что позволит заводу Bridgestone занять свою нишу между производителями шин с низкой добавленной стоимостью и изготовителями аналогичной продукции с более высокой добавленной стоимостью». Для японского гиганта речь идёт о минимальных инвестициях в 100 миллионов евро, направленных на корректировку производства, а вот сотрудникам закрытие предприятия будет стоить намного дороже. Дело в том, что Аньес Панье-Рюнаше сразу предупредила, что спасение завода возможно в только случае «коллективных усилий, повышения производительности труда и значительной реструктуризации», и только потом озвучила шокирующую цену – ликвидация 400 рабочих мест. А точнее, будут уволены 443 человека.

Теперь своё слово должно сказать руководство. Нынешние обстоятельства очень напоминают ситуацию с заводом в Бари (Италия). Тогда, 4 марта 2013 года, Bridgestone внезапно объявила о закрытии этого предприятия. Но массовая мобилизация профсоюзов, местных депутатов и населения вынудила руководство компании начать диалог. Переговоры длились семь долгих месяцев и привели к заключению соглашения, подписанного 30 сентября. Завод был спасён, но какой ценой? Из 935 рабочих мест удалось сохранить только 377, заработная плата снизилась на 25 %-30 %, а работники лишились почти всех социальных пособий. В Бетюне все помнят о «сценарии Бари», который провоцирует одновременно и надежду, и негодование.

«В течение трёх недель должна состояться новая встреча с представителями министерства», – уточняет Жаки Франкёр. Ну а пока все надеются, что руководство компании определится со своей позицией. «Сегодня мы больше всего боимся потерять время», – говорит Стефан Дюкрок. «Закрытие, если оно состоится, намечено на 2 мая, – напоминает адвокат, представляющий интересы работников завода. – Они могут потянуть время, отправив нас в отпуска на три-четыре месяца, и в конечном счёте закрыть завод…».