Найти тему

Экологическое абонентское обслуживание.

Оглавление

На предприятиях, для которых экология не является основной сферой деятельности, не всегда выгодно содержать штатную единицу специалиста-эколога. При этом, природоохранное законодательство не только не освобождает их от ответственности за обеспечение охраны окружающей среды, но также ежегодно ужесточает требования в части разработки экологической документации и отчетности, формирования и внедрения природоохранных мероприятий.

Как правило, роль ответственного за экологию на себя возлагает руководитель организации или иной специалист, не всегда имеющий соответствующий профиль образования и необходимые знания. Даже при прохождении соответствующей подготовки есть сложность формирования документов по охране окружающей среды. Она будет заключаться в отсутствии необходимого опыта работы с законодательной документацией, методическими указаниями, расчетными программами и непосредственно с надзорными органами. Наиболее оптимальным вариантом для таких организаций является привлечение стороннего эколога специализированной организации на условиях предоставления абонентского обслуживания.

Положительной стороной такого сотрудничества выступает:

- соблюдение требований природоохранного законодательства при отсутствии необходимости содержания штатного специалиста;

- отсутствие штрафных санкций со стороны надзорных органов;

- низкая стоимость услуги по сравнению с выплатой ежемесячного оклада штатному сотруднику;

- своевременное получение необходимого объема консультаций и пояснений в области охраны окружающей среды;

- сопровождение при проведении проверки надзорными органами в случае необходимости.

ПОЧЕМУ ВЫГОДНЕЕ ОБРАТИТЬСЯ К УСЛУГАМ УДАЛЕННОГО ЭКОЛОГА?

Стоимость услуг удаленного эколога составляет от 20 000 рублей в месяц. Повлиять на нее могут такие факторы как масштаб деятельности, осуществляемой природопользователем, количество эксплуатируемых производственных площадок, особенности применяемой технологии, количество источников негативного воздействия на окружающую среду. Оплата труда штатного эколога, как правило составляет, как минимум, вдвое большую сумму. При этом в соответствии с требованиями действующего законодательства, специалисту по охране окружающей среды необходимо регулярно проходить повышения квалификации, что также будет связано для предприятия с несением издержек. Также не стоит забывать про оплату больничных и отпусков штатному сотруднику, чего не требуется в случае обращения к услугам стороннего специалиста.

Значительные траты могут предстоять предприятию и в случае принятия решения о заключение единичных договоров на разработку каждого вида документации в отдельности. Например, стоимость формирования одного вида природоохранной документации может обойтись в сумму, значительно превышающую по размеру стоимость абонентского обслуживания. В «горячую пору», наступающую по окончании года, может потребоваться формирование сразу нескольких видов отчетности, что по сумме также значительно превысит размер ежемесячной абонентской платы за удивленное обслуживание по экологии.

Не стоит забывать также о возможности получения многотысячных штрафов за несоблюдение требований законодательной базы, что возможно при отсутствии на предприятии должным образом организованной природоохранной деятельности. Основываясь на вышеизложенном, преимущества обращения к специализированным организациям становятся очевидными. Они оптимизируют затраты природопользователей на охрану окружающей среды при соответствующем соблюдении законодательных требований.

Экологическое абонентское обслуживание.
Экологическое абонентское обслуживание.

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ УСЛУГА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АБОНЕНТСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ?

Удаленный специалист, осуществляющий помощь предприятию на условиях рассматриваемой услуги, полностью возлагает на себя функции штатного эколога. Это значит, что в его обязанности войдет:

  • консультированием по всем аспектам законодательства;
  • постановка природопользователя на государственный учет объектов НВС;
  • формирование внутренних документов организации, действующих в области экологии, таких как приказы или инструкции;
  • разработка документации, касающейся организации производственного экологического контроля;
  • регулярное заполнение журналов первичного учета;
  • оказание содействия разработчикам природоохранной проектной документации в сборе необходимой исходной информации;
  • оказание помощи в вопросах получения разрешительной документации;
  • регулярный расчет экологических платежей с формированием соответствующих отчетных документов;
  • помощь руководителям и специалистам предприятия в решение вопросов охраны окружающей среды;
  • заполнение и предоставление в надзорные органы статистической отчетности;
  • заключение договоров на передачу отходов сторонним организациям;
  • заключение договоров на проведение производственного контроля аккредитованными лабораториями;
  • формирование и передача отчетов по движению отходов и выбросам в атмосферный воздух;
  • контроль сроков действия разрешительных документов и предоставления отчетных сведений;
  • внутренний аудит экологической документации природопользователя;
  • контроль соблюдения законодательных требований в подразделениях и на территории;
  • участие в проверках надзорных органов;
  • проведение замеров на источниках.

Перечень необходимой документации и услуг определяется для каждого предприятия индивидуально, и оговаривается на этапе заключения договора.

КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УСТАНОВЛЕНЫ ПРИРОДООХРАННЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ?

В зависимости от вида осуществляемой деятельности и уровня воздействия на экологию, предприятия разделяются на 4 категории, установление которых производится на основании ПП РФ № 1029 от 28.09.2015 г. Обязанности природопользователей в области обеспечения качества окружающей среды распределяются согласно присвоенной категории.

Основным документом, регламентирующим такие обязанности, является Закон №7-ФЗ от 12.01.1996 г. В нем содержатся основные положения, касающиеся разработки необходимой документации и проектов, предоставления отчетных сведений, внесения платежей за воздействие на природную среду. Помимо него также действует множество законов и подоконных актов, устанавливающих требования и порядок разработки документов и последующего их предоставления в надзорные органы. Так, для объектов, имеющих I категорию НВОС актуальным является получение комплексного экологического разрешения, для II категории – предоставление декларации о негативном воздействии на экологию, III категории – формирование специализированной отчетности по отходам и выбросам.

Для всех четырех категорий также требуется регулярно заполнять журналы движения отходов и поступления в природную среду загрязняющих веществ, сдавать в надзорные органы статистическую отчетность, проводить паспортизацию отходов. Для I-III категорий также установлена необходимость формирования такого документа, как Программа производственного экологического контроля, результаты которой передаются в надзорные органы в виде отчета.

Помочь предприятию в постановке на государственный учет с последующим присвоением категории, определить необходимый комплект природоохранной документации, разработать ее и внедрить в действие на предприятии способен только опытный специалист, обладающий достаточный уровнем навыков и знаний. Получить помощь такого специалиста позволяет услуга экологического абонентского обслуживания.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

За несоблюдение требований природоохранного законодательства предусмотрена административная ответственность, чаще всего выражающаяся в получении крупных штрафов и регламентируемая содержанием главы 8 КоАП РФ. Наиболее часто применяемой является статья 8.1 КоАП, ответственность по которой возникает в случае несоблюдения предприятиями экологических требований.

Размер штрафных санкций по данной статье устанавливается:

  • для должностных лиц – от 2000 до 5000 рублей;
  • для юридических лиц – от 20 000 рублей до 100 000 рублей.

За некорректность предоставляемой отчетности ответственность возникает по статье 8. 5 КоАП, и составляет:

  • для должностных лиц – от 3000 до 6000 рублей;
  • для юридических лиц – от 20 000 рублей до 80 000 рублей.

Несвоевременное внесение экологических платежей карается согласно статье 8.41 и обойдется штрафом на сумму:

  • для должностных лиц – от 2000 до 5000 рублей;
  • для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей. Отдельные статьи также предусмотрены за несоблюдение требований в области охраны атмосферного воздуха и водных объектов, обращения с отходами.