Калязин – небольшой город в Тверской области, расположенный на правом берегу Волги. Место это известно туристам благодаря Никольской колокольне, одиноко стоящей посреди воды. В 1940 году при строительстве Угличской ГЭС здесь было затоплено несколько памятников истории и культуры: Николо-Жабенский монастырь (от которого и осталась колокольня), Паисиев Покровский монастырь, усадьба, около двух десятков церквей, историческая часть города Калязина и Троицкий Макарьев монастырь, о котором дальше пойдет речь.
Троицкий Макарьев монастырь был основан в 1434 году боярином Матвеем Кожей (в монашестве – Макарий). Монастырь был очень богат и почитаем. Ему оказывали покровительство и делали богатые вклады царственные особы. Для строительства и росписей стен приглашались лучшие мастера. Монастырь посещали Иван Грозный, Борис Годунов, Петр I. Алексей Михайлович в 1654 году отправил туда на «самоизоляцию» царицу Марию Ильиничну с детьми, чтобы спасти их от чумы. Как раз в это время Троицкий собор монастыря был расписан фресками.
В 1940 году монастырь сначала был взорван, а потом затоплен. В конце 1930-годов Музеем архитектуры им. А.В. Щусева была собрана группа специалистов, которым было поручено в максимально короткий срок перед затоплением монастыря провести большой комплекс работ – от замеров построек до снятия фресок со стен. Под руководством художника-реставратора П. И. Юкина была организована «спасательная операция» фресок. Самой сложной работой оказалось снятие их со стен в 30-градусный мороз и перенесение на новую основу. В общей сложности удалось снять около 185 кв. метров настенной живописи (из 1000 имеющихся).
Музей архитектуры им. Щусева в сентябре этого года обновил постоянную экспозицию фресками затопленного Макарьева монастыря, которые были спасены его сотрудниками 80 лет назад. На выставке рассказывается об истории спасения фресок, тяжелой работе реставраторов, многолетнем изучении памятника.
Экспозиция занимает несколько залов второго этажа музея. Первый представляет собой длинный темный коридор, на потолке которого проецируется вода. Здесь находится интерактивная часть выставки, которая рассказывает о том, что осталось под водой. На видеопанелях демонстрируют фильмы о городе Калязине с архивными фото до затопления, об истории Троицкого монастыря.
Выйдя «из-под воды», зритель попадает в залы с фресками. Мы не можем видеть всей полноты росписей, но по отдельным сюжетам понятно, что в иконографической программе присутствовали ветхозаветные сюжеты, христологический цикл, апокрифические сцены из жизни Богоматери. Особое место было отведено сценам Апокалипсиса. Колорит фресок очень сочный, композиционные решения сцен смелые. Поразительное чувство возникает при разглядывании отдельных изображений, не несущих содержательного смысла: рыб, цветов, животных. В храмовом пространстве мы бы не обратил на них внимания, а здесь любуешься ими как отдельной картиной, разглядываешь детали.
К калязинским фрескам хочется вернуться снова. Тем более, что экспозиция будет дополняться новыми экспонатами, которые в данный момент находятся на реставрации.
P.S. Троицкий собор можно было и не затапливать. Ученые предлагали сделать насыпь, которая защитила бы храм от затопления. Но советская власть высказалась по этому поводу резко отрицательно. Как будто у нас в каждом городе по древнерусскому монастырю с великолепными допетровскими росписями.