Внимание корреспондента 19rus.info привлекла крайне актуальная сегодня для Хакасии публикация информационного агентства «Накануне.ru» о новом кнуте для регионов. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин предлагает штрафовать глав регионов, которые проводят "неверную" финансовую политику и копят долги.
Более того, вообще отстранять от должности наиболее провинившихся губернаторов и вводить в субъекте внешнее управление. Однако количество регионов в предбанкротном состоянии сегодня стремительно увеличивается и получается, что вопрос о замене "неправильных" управленцев на местах на "правильных", то есть тех, кто не побоится начать "резать" по живому и сокращать расходы, переходит из экономической плоскости в чисто политическую сферу.
Государственные долги субъектов федерации на 1 октября достигли 2,2 трлн рублей. По итогам девяти месяцев получила развитие весьма негативная тенденция: все больше регионов вынуждены бороться с недостатком средств путем заимствований. Долги растут, непонятно только, кто, когда и как их будет возвращать. Рассчитывать на кредиты и субсидии из федерального центра в условиях дефицитного российского бюджета (около 3 трлн рублей) регионам точно не стоит. Кому-то деньги, возможно выделят, но большинству – точно нет.
Увеличение госдолга зафиксировано в 39 субъектах России. И проблема тут даже не в увеличении госдолга субъектов, а в продолжающемся падении уровня собственных доходов.
В группировку регионов, претендующих на внешнее управление, автор статьи включает "Мордовию, госдолг которой уже много лет зашкаливает, Хакасию, а также Удмуртию, Орловскую, Псковскую и Томскую области. К критическим значениям близки показатели госдолга в Карелии и Коми, Архангельской, Новгородской, Костромской, Смоленской, Тамбовской, Ярославской, Ульяновской, Саратовской, Курганской областях, ухудшается ситуация в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Северной Осетии, Калмыкии, Марий Эл, в Забайкальском и в Хабаровском краях, на Чукотке".
Между тем автор публикации делает весьма любопытное заключение:
«Кредиты и долги российских регионов сегодня по большому счету не обеспечены ничем. Как самый иллюстративный в этом смысле материал можно вспомнить историю той же Хакасии, где осенью 2018 года Кремль уже вводил внешнее управление и прислал в регион "спецгубернатора" Михаила Развожаева для срочной подготовки республики к отопительному сезону. Усилиями федерального центра и Развожаева удалось пережить зиму, а на выборах главы победил тогда представитель КПРФ Валентин Коновалов, которому ситуацию с бюджетными расходами-доходами переломить, разумеется, не удалось.Дело не в личных качествах губернатора-коммуниста или еще в чем-то – глубоко депрессивная Хакасия (как ряд других российских субъектов) попросту неспособна в нынешних экономических условиях "кормить" себя, это факт. Одна цифра: госдолг Хакасии на 1 июля составлял почти 22,5 млрд, а бюджет республики на 2020 год был утвержден в размере 35,4 млрд, расходы составляют 37,7 млрд.Добавим, что это уже собственно не проблема властей Хакасии – с прошлого года все бюджетные траты в республике переведены на казначейское исполнение, то есть контролируются при помощи чиновников федерального центра. И даже при всем этом врачи республики буквально-таки вопиют о помощи федерального центра.Хакасия, повторимся, не представляет собой какого-то исключительного случая, ситуация схожим драматическим образом складывается и в других субъектах».
Как полагает 19rus.info, с этим мнением стоит согласиться, но справедливости ради сделать важное уточнение. На 1 октября 2020 года в долговой книге Хакасии значатся долговые обязательства в объеме почти 22,5 млрд, при этом в структуре государственного долга региона коммерческие заимствования составляют почти 7,6 млрд рублей, дешевых бюджетных кредитов почти на половину больше – 14,8 млрд.
На 1 октября 2017 года непогашенные долговые обязательства Хакасии (24,8 млрд) имели более проблемную структуру. Доля коммерческих заимствований в госдолге Хакасии составляла аж 22,4 млрд. Это были обязательства по государственным ценным бумагам (10,9 млрд) и коммерческим кредитам (11,5 млрд). Доля дешевых бюджетных кредитов в разы меньше – 2,4 млрд.
Такой перекос в государственных заимствованиях не мог не сказаться на уровне финансовой устойчивости региона. Именно по этой причине в Хакасии было введено казначейское исполнение бюджета.