В германо-скандинавской мифологии есть богиня Фрейя. Ее часто изображали на колеснице с двумя кошками вместо лошадей. Эти кошачьи давно известны людям как ловкие хищники и милые питомцы.
Согласно мифам, она могла покарать тех, кто жестоко обращался с кошками.
Неудивительно, что староверы сделали их символами как войны, так и любви — двух полярных сил, которые связывали с Фрейей.
В 12 веке слухи о культе богини расползлись по всей Европе. Только верующие католики трактовали их на свой лад. Дескать, нечестивцы проводят зловещие обряды, во время которых сам дьявол в образе черной кошки проникает в наш мир.
Молва дошла до Папы Римского, и Григорий IX издал буллу «Vox in Rama». Документ обвинял культистов в ереси и подчеркивал связь черных кошек со злом.
Началась ожесточенная охота: инквизиция и религиозные фанатики карали староверов, а заодно отлавливали и уничтожали кошек. Хотя основной целью были животные с черной шерстью, под руку охотников попадали кошки всех цветов.
Одним из самых опасных дней для животных стал Вечер Святого Иоанна. Считалось, что именно 23 июня ведьмы могут превращаться в черных кошек, чтобы тайком вершить зло. Животных бросали в корзины или мешки и безжалостно сжигали. Чем громче вопили кошки, тем сильнее радовалась толпа: для суеверных это были не иначе как дьявольские крики.
В помешательстве люди совсем забыли о полезной функции кошек — ловле грызунов. Популяция кошачьих сокращалась, а количество крыс росло. Вероятно, это стало одним из факторов, повлиявших на распространение бубонной чумы в Европе.
Но священнослужители стояли на своем. В конце 15 века Иннокентий VIII написал буллу Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души»), которая предоставляла полную свободу инквизиции в борьбе против ереси. Охота на ведьм достигла невиданных масштабов.
Вдобавок, папа назвал кошек «идолами всех ведьм и любимыми животными дьявола» и велел сжигать их вместе с «нечестивыми» хозяйками. Дошло до того, что некоторые рьяные охотники объявляли ведьмами всех, кто держал кошек в домах. Напуганные люди избавлялись от питомцев, чтобы не стать жертвами фанатиков.
Кошек начали обвинять во всех бедах и срывать на них зло. Например, в бельгийском городе Ипре животных ежегодно сбрасывали с колокольни. Чем больше проблем было у города за минувший год, тем больше кошек убивали. Горожане верили, что изгоняли так злых духов. Эти зверства закончились только в 1817 году.
К счастью, научно-технический прогресс победил суеверия, и сегодня кошек снова любят. С середины 20 века каждые три года в Ипре проводят парад Каттенстут — в память об умерших животных.
#магия рун