Найти тему

Штампы — основные надписи. Частые ошибки проектировщиков при оформлении. Часть 4.

Оглавление
Форма 3, Приложение Ж, ГОСТ Р 21.101-2020 https://docs.cntd.ru/document/1200173797
Форма 3, Приложение Ж, ГОСТ Р 21.101-2020 https://docs.cntd.ru/document/1200173797

В этой статье разберу ошибки заполнения основной надписи — штампа по форме 3.

Заполнение штампа не по ГОСТу вижу в каждом штампе.

Итак, представляю примеры не правильно заполненных штампов (примеры взяты из общедоступной документации на сайте https://zakupki.gov.ru):

Рис. 1. Закупка №32009787161
Рис. 1. Закупка №32009787161
Рис. 2. Закупка №32009811746
Рис. 2. Закупка №32009811746
Рис. 3. Закупка №0156600004820000022
Рис. 3. Закупка №0156600004820000022
Рис. 4. Закупка №0813500000120016446
Рис. 4. Закупка №0813500000120016446
Рис. 5. Закупка №0119300048420000036
Рис. 5. Закупка №0119300048420000036

Думаю, пяти примеров достаточно.

Ошибки заполнения указанных штампов:

1. В графе (1) по ГОСТ должно быть: «- обозначение документа, в том числе текстового или графического документа раздела, подраздела проектной документации, основного комплекта рабочих чертежей, чертежа изделия и т.п.».

Кто-то пишет туда ещё заказчика или что-то ещё. Ошибка только на рис. 1. Краткое наименование заказчика можно, при необходимости, указать в графе (27).

Рис. 6. Коллаж из граф (1) рис. 1-5.
Рис. 6. Коллаж из граф (1) рис. 1-5.

2. В графе (2) по ГОСТ должно быть: «- наименование предприятия и при необходимости его части (комплекса); жилищно-гражданского комплекса или другого объекта строительства, в состав которого входит здание (сооружение), или наименование микрорайона, этап строительства - в документации, разрабатываемой для отдельных этапов строительства объекта капитального строительства».

Сюда многие зачем-то пишут адрес, наименование объекта.

Правильно, только, на мой взгляд, на рис. 2, где указан микрорайон, в составе которого запроектировано здание.

Рис. 7. Коллаж из граф (2) рис. 1-5.
Рис. 7. Коллаж из граф (2) рис. 1-5.

3. В графе (3) по ГОСТ должно быть: «- наименование здания (сооружения). Для документов, разрабатываемых для осуществления реконструкции, капитального ремонта, сноса, технического перевооружения здания (сооружения) указывают соответствующий вид строительства. В документах общеплощадочных видов работ графу не заполняют».

А вот здесь уже нужно вписать наименование объекта и адрес.

Почти правильно только на рис. 5. Не дописан адрес.

Рис. 8. Коллаж из граф (3) рис. 1-5.
Рис. 8. Коллаж из граф (3) рис. 1-5.

4. В графе (4) по ГОСТ должно быть: «- наименование изображений, помещенных на данном листе, в соответствии с их наименованием на чертеже. Если на листе помещено одно изображение, допускается его наименование приводить только в графе 4.

Наименования спецификаций и других таблиц, а также текстовых указаний, относящихся к изображениям, в графе 4 не указывают (кроме случаев, когда спецификации или таблицы выполнены на отдельных листах).

На листе (листах) общих данных по рабочим чертежам в графе 4 записывают "Общие данные".

В случае, предусмотренном в 5.2.3, в графе 4 приводят наименование документа или нетипового изделия».

С этой графой все справились )

-----------------------------------------

Графу (5) пропускаем, т. к. она предназначена для основной надписи по формам 4 и 5

-----------------------------------------

5. В графе (6) по ГОСТ должно быть: «- условное обозначение вида документации: П - для проектной документации, Р - для рабочей документации, И - для отчетной документации по результатам инженерных изысканий.

Для других видов документации графу не заполняют или приводят условные обозначения, установленные в стандартах организации».

С этой графой также все справились )

6. С графами (7) и (8) — соответственно (Лист) и (Листов) также почти все справились, кроме рис. 4, где на не первом листе указано общее кол-во листов.

Но по моему мнению графу (8), отступив от требования ГОСТа, всё-же желательно заполнять, для понимания общего листажа.

Мне не понятно это требование ГОСТа, о заполнении этой графы только на 1-м листе. Но есть догадка: лень переписывать на всех листах, в случае изменения кол-ва листов при черчении «от руки». Может у кого есть ещё догадки или чёткое обоснование? Поделитесь в комментариях.

Рис. 9. Коллаж из граф (6), (7) и (8) рис. 1-5.
Рис. 9. Коллаж из граф (6), (7) и (8) рис. 1-5.

7. С графой (9) также все справились )

8. Вот с графой (10) начинаются пляски, кто во что горазд...

По ГОСТ должно быть: «- характер работы, выполняемой лицом, подписывающим документ, в соответствии с формами 3-5. В свободных строках по усмотрению проектной организации приводят должности специалистов и руководителей, ответственных за разработку и проверку документа. В строке под записью "Разработал" вместо должности допускается приводить запись "Проверил".

В нижней строке приводится должность лица, утвердившего документ, например главного инженера (архитектора) проекта, начальника отдела или другого ответственного за данный документ (лист) должностного лица»

Не справился ни кто.

В форме уже жёстко закреплены верхняя и предпоследняя строки — «Разраб.» и «Н. контр.» соответственно. Они должны оставаться всегда на своих местах указанных в форме!

ГАП, ГИП, нач. отд. или другой ответственный за данный документ должны быть указаны только в нижней строке.

Рис. 10. Коллаж из граф (10)-(13) рис. 1-5.
Рис. 10. Коллаж из граф (10)-(13) рис. 1-5.

9. Дата. В соответствие с примечанием 2 приложения Ж к ГОСТу дата должна указываться с числом, как выполнено на примере рис. 1.

10. С остальными графами уже сложностей не возникает, отдельно останавливаться на каждой не буду.

А ещё штамп у проектировщика по рис. 4 не соответствует форме — кол-во строк для подписантов 6 вместо 7-ми.

Вот пример правильно оформленного штампа:

Рис. 11. Личный пример.
Рис. 11. Личный пример.

Оформляйте чертежи правильно! :-)

Спасибо, что дочитали статью до конца. Поставьте лайк, если понравилась статья и подписывайтесь на мой канал.

Буду рассматривать все элементы оформления с акцентами на частые ошибки.