Найти тему

Скучные уроки — это путь из ниоткуда в никуда

Оглавление
Есть такие учителя, которых родители (да и не только они) называют "урокодатели". Кстати, я таких учителей не осуждаю. Я осуждаю систему, которая таких учителей породила. И уважаю тех, кто против этой системы борется. Но таких, к сожалению, в школах шиш да маленько. Потому что нереально против системы идти и комфортно в ней существовать. Приходится чем-то жертвовать. Итак, урокодатели. Это вообще кто такие, как они появляются и почему им в существующей системе очень комфортно, а детям с ними — не очень? Давайте разбираться.
Раньше дети точно знали, что научиться писать, читать и считать для них — значит повысить статус и качество жизни. А сейчас для чего писать? Для чего считать? Это должен объяснить детям учитель
Раньше дети точно знали, что научиться писать, читать и считать для них — значит повысить статус и качество жизни. А сейчас для чего писать? Для чего считать? Это должен объяснить детям учитель

Доплаты за вредность

Учителю за интересность урока не доплачивают. В сухом остатке дело учителя — провести урок и правильно заполнить документацию. И получит он ровно столько же, сколько и учитель, который из кожи вон лез, чтобы ученикам было интересно. Это факт. А знаете, за что учителю доплачивают? За мишуру. За участие в разных конкурсах и проектах. И в этих конкурсах и проектах, кстати говоря, бывает даже зерно здравого смысла и прогресса. Вот только в условиях нынешней системы это зерно войдёт в обычный урок примерно никогда.

Никому не нужен Урок

Итак, ты главное в проектах и конкурсах участвуй, а там даже никого не волнует, как ты проведёшь обычный урок. Не интересует администрацию — главное, отчитаться, что учитель участвует в конкурсах, а дети участвуют в олимпиадах (иногда даже не благодаря, а вопреки). Не интересует родителей — главное, чтобы у Васечки и Леночки были 4 и 5 в дневниках. Не интересует Васечек и Леночек — главное, чтобы родители не ругали за плохие оценки. Хотя наверное Васечкам и Леночкам важно ещё, будет им интересно или нет, если они ещё не до конца эмоционально выгорели.

Зачем стараться?

Так зачем стараться? Будет ли ценить твой труд администрация и повышать зарплату? Вряд ли. Будут ли ценить родители такое отношение к их детям? Некоторые — будут, а некоторые ничего не ценят вообще, их лучше не трогать. Будут ли ценить дети? Дети будут ценить, но кроме эмоциональной отдачи вы ничего со своих порой титанических усилий не получите. Некоторые и на эмоциональной отдаче, кстати, неплохо работают. Это те, кто, как ни скажет наш бывший премьер-министр, работают по призванию. И таких на школу обычно один-два учителя. Так зачем?

"Я люблю детей, но..."

Но сдаются даже самые стойкие — потому что никто не учитывает то, что учитель в детей вкладывает. Ты можешь быть хоть 40 раз потрясающим, талантливым педагогом с полной самоотдачей, но из детей уровня 1 никогда за полгода-год не сделать детей уровня 5. А администрации нужно именно 5, нужен рейтинг. И всё равно, что дети за эти же полгода-год поднялись с уровня 1 до уровня 3, и для них это огромнейшая победа. А для учителя это засчитывается как полное фиаско. И учитель, не получив даже эмоциональной отдачи, уходит. Он любит детей, но больше не может обесценивать себя.

Остаются урокодатели

Некоторые учителя эмоционально выгорают. Остаются работать в школе, но на правах урокодателей. Провёл 6 уроков и пошёл домой чаёк пить. А уж как провёл — никого не волнует. И учителя этого тоже не волнует. Учебник прочитали? Прочитали. Конспект написали? Написали. А что ещё требуется? В лоб всё равно получишь — или от администрации, или от родителей, так зачем стараться? Легче отмучиться и получить свои кровные 15 тысяч, и больше не париться. Всё равно эти же 15 тысяч в итоге и получишь, и то же отношение. Так и появляются урокодатели. Не от хорошей жизни и не от идеальной образовательной системы.

Поменялась роль учителя. Сейчас важно рассказать не то, что ты знаешь, потому что за тебя это может и гугл сделать, а то, зачем это делать и как это можно применить в жизни. Но система осталась таковой, что от учителя требуют быть гуглом
Поменялась роль учителя. Сейчас важно рассказать не то, что ты знаешь, потому что за тебя это может и гугл сделать, а то, зачем это делать и как это можно применить в жизни. Но система осталась таковой, что от учителя требуют быть гуглом

Детям нужен интерес

Но дети так учиться не могут. В системе, где остаются либо урокодатели, либо единичные стойкие бойцы. Детям нужно творчество, нужно понимание. И родители тогда нанимают репетиторов и отдают детей в частные школы. А некоторые ругают за плохие оценки. На самом деле, оценки эти для успеха ребёнка вообще никакой роли не играют. Играет роль только то, что ребёнок может понять, для чего ему этот предмет, с интересом в него углубиться и получить реальные, практические и работающие знания, а не безжизненные заученные конспекты.