Найти тему
ТролЪ

«Аукцион» (1969 – 1970): первое рекламное телешоу в СССР

На дворе последние деньки так называемой «золотой пятилетки». Советская империя ещё не подсела на «нефтяную иглу», получившая новое дыхание экономика производит товары народного потребления. В связи с постановлением правительства «об улучшении жизни народа» в стране выпускается всё больше телевизоров, видеомагнитофонов, стиральных машин и знаменитых «Москвичей-412». Однако победить дефицит так и не удаётся, а в скором времени он вообще станет тотальным.

Качество советской продукции по западным меркам в основном было низкое. Однако не избалованные хорошей жизнью жители страны были бы довольны и этому. Если бы не всё тот же дефицит…

Весьма странным поэтому выглядит существование рекламы в СССР, которая была представлена не только красочными плакатами, но и роликами в кинотеатрах, которые показывали между сеансами фильмов. Производством занимается государство, в магазины товара поступает очень мало, да и ассортимент практически никакой – не из чего выбрать; тем не менее, советского человека всюду встречает реклама, которая становится всё более назойливой.

На самом деле целью советской рекламы прежде всего была пропаганда: мол, посмотрите, какая у нас сильная экономика и как мы хорошо живём. Плюс – банальное информирование населения о том, что же всё-таки производится на этих госпредприятиях.

Кинореклама снималась по всем законам жанра: ролики имели увлекательный сюжет, цепляющие саунд-треки, а снимались в них всенародно любимые актёры и другие известные люди. А вот по телевизору рекламы не было… Точнее, почти не было.

В 1969 году Владимир Ворошилов запустил один из своих первых телепроектов – рекламную передачу «Аукцион». Ворошилов жить не мог без скандалов, и эта передача, ставшая одним из первых настоящих телешоу на советском ТВ, тоже должна была быть скандальной. Одно только слово «Аукцион» никак не вязалось с коммунистической идеологией. Несмотря на всю свою идеологическую неуместность, «Аукцион» смог выйти в эфир и выдержать целых четыре выпуска (по некоторым источникам – пять или даже шесть). Впрочем, постепенно таких «несоветских» телепередач становилось всё больше.

Инициатором «Аукциона» было опять-таки государство, а именно ведомство «Союзторгреклама», которое хотело сделать продвижение отечественных товаров соответствующим «духу времени». С самого начала передача приковала к экранам миллионы зрителей, о чём говорило, например, огромное количество приходивших в редакцию писем.

Инициатором «Аукциона» было опять-таки государство, а именно ведомство «Союзторгреклама», которое хотело сделать продвижение отечественных товаров соответствующим «духу времени». С самого начала передача приковала к экранам миллионы зрителей, о чём говорило, например, огромное количество приходивших в редакцию писем.Инициатором «Аукциона» было опять-таки государство, а именно ведомство «Союзторгреклама», которое хотело сделать продвижение отечественных товаров соответствующим «духу времени». С самого начала передача приковала к экранам миллионы зрителей, о чём говорило, например, огромное количество приходивших в редакцию писем.

Суть программы была в том, что зрители (а это была совершенно случайная публика) отвечали на вопросы, связанные с теми или иными товарами. Победители получали в качестве призов рекламируемые товары. Телешоу было оформлено очень эффектно: ведущий, изображавший руководителя настоящего аукциона, стоял за трибуной с молоточком в руках, в промежутках между вопросами шли музыкальные и балетные номера.

И с самого первого выпуска программы начались скандалы. В этом выпуске рекламировался чай. После показа передачи спрос на чай в стране вдруг резко вырос, в связи с чем начался жуткий дефицит этого продукта. С тех пор острый недостаток чая в СССР наблюдался вплоть до начала девяностых. Неповоротливая государственная машина не смогла подготовиться к такому повороту.

Второй выпуск передачи был посвящён чёрно-белым телевизорам. И вновь результатом стало резкое увеличение спроса и опустевшие прилавки магазинов.

Третий выпуск посвящался рыбе и морепродуктам. Здесь нестыковок было куда больше. Во-первых, рекламировались креветки, лангусты, трепанги и другие «аристократические» товары, которых не было в продаже. Во-вторых, гостем передачи был министр рыбной промышленности Ишков, который прямо в студии закатал в одну из консервных банок «сюрприз» - янтарное ожерелье и сказал, что эта банка в числе других поступит в один из магазинов страны. Программу увидел Суслов, который возмутился: мол, теперь все увидят, что советские товары стоит покупать только ради «сюрприза» в них, а сами по себе они не представляют ценности. Однако пока что закрывать программу не стали. В скором времени, конечно же, все консервы в советских магазинах были разобраны покупателями.

В четвёртом, последнем выпуске рекламировался Госстрах и его услуги. Программа была не совсем стандартная: она состояла из музыкальных номеров различных ВИА, в которых песни прямо или косвенно были связаны с объявленными видами страхования. Один из коллективов решил от души повеселиться: он спел песню, которая была не согласована с руководством программы, её не было и на репетициях. Песня рассказывала про физиков, которые получили чудовищную дозу радиации и решили прожить свои оставшиеся дни на накопленные страховые выплаты. Такая песня являлась «неблагонадёжной», поэтому скандал на этот раз был нешуточный. Именно это событие стало поводом для того, чтобы навсегда закрыть «Аукцион».

А Ворошилову в наказание вообще запретили появляться на экране. Правда, находчивый Владимир Яковлевич понял смысл запрета по-своему: он действительно не появлялся на экране, выступая в роли закадрового ведущего. Через некоторое время он запустил «Что? Где? Когда?», где это стало фирменной «фишкой» программы: со знатоками говорит только голос ведущего.

Ворошилов всегда стремился подразнить зрителя. В «Аукционе» он рекламировал отечественные товары, которых либо совсем не было на прилавках, либо было немного. В начале девяностых программа «Что? Где? Когда» точно так же стала рекламировать деньги – в те дни, когда денег в стране почти ни у кого не было. Даже шоу «Любовь с первого взгляда», на роль ведущего которого Ворошилов назначил своего приёмного сына Крюка, призвано было рекламировать то, чего ещё совсем недавно в стране официально «не было».

К сожалению, ни один из выпусков «Аукциона» не сохранился, и судить о нём теперь можно только по воспоминаниям современников да по немногочисленным фотографиям.

СССР
2461 интересуется