или
НЕВЕРОЯТНАЯ ИСТОРИЯ ЭМИЛИИ МАКХЬЮЗ
(1432-1547)
БЛАГОДАРНОСТИ
Здравствуйте, мои дорогие! Меня зовут миссис Гоббс, я преподаватель этикета, вокальный тренер и доктор любовных наук из России. В августе 2019 года меня приглашали на фотосессию в Англию, чтобы сделать фотоснимки в образе одной моей родственницы по отцовской линии для коллекции карточек "Знаменитые волшебницы и волшебники" (также известную как "Chocolate Frog Cards"). У нас в роду очень сильная генетика, так что образ должен был получиться очень схожим. Эмилия МакХьюз - знаковая персона в истории моего рода. Кроме того, она была наполовину русской, что ставит её в один ряд с такими историческими фигурами, как Пётр Порсков (именно его фамилией назван один из финтов в игре квиддич), Баба Яга (известная на весь мир лесная ведьма-людоедка), Юрий Блишенов (талантливый корреспондент) и Антонин Долохов (тёмный волшебник), чем я чрезмерно горда.
Подготовка исторической справки вынудила меня обратиться к архивным документам, в связи с чем я хотела бы выразить благодарность Марии Катабасия (https://www.instagram.com/katabasia/, проект https://zen.yandex.ru/id/5f6c738f546fc96090e0711f?lang=ru) за её помощь с экспертизой архива и за составление необходимого исторического комментария (особенно к той части истории Эмилии МакХьюз, которая касается её взаимоотношений с Фёдором Курицыным). Мария Константиновна, Ваша помощь - это неоценимый вклад в восстановление исторической памяти рода МакХьюз!
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИЗ САФФОЛКА В КОЛОВЖАР
Всё зло, словно облака, собирается в месяце мае. Эразм Роттердамский
Эмилия МакХьюз прожила чрезвычайно долгую жизнь (1432 - 1547). Женщины её рода традиционно были знахарками, но до Эмилии все они специализировались на любовной магии. В частности, родовым рецептом было использование травы святого Иоанна (зверобоя) для отпугивания Диавола. Так, например, об одном матриархе, её имя было Агнесса, упоминается ещё в житии святого Гуго Линкольского (ок.1135 - 1200), где женщина, имевшая любовную связь с демоном, молитвами святого Гуго получила от другого демона совет по использованию зверобоя. Со временем рецепт дорабатывался, и женщины моего рода стали использовать вместе со зверобоем вербену. Вы можете прочитать об этом в двух сборниках нравоучительных историй, датируемых XIII веком. А уже Эмилия усовершенствовала рецепт, добавив в него Anethum graveolens (укроп), Ruta graveolens и Calendula officinalis.
После смерти Эмилии рецепт, окутанный флёром романтических отношений с демонами и способный этих самых демонов после и отпугнуть, стал настолько популярным, что о нём начали говорить в самых высоких кругах, и именно это прославило дело моей родственницы на всю Англию, но имя её было забыто. В 1625 году эта история была записана преподобным доктором Томасом Джексоном (ставшим впоследствии президентом колледжа Тела Христова в Оксфорде), в 1630 Майкл Драйтон написал об этом в "Элизиуме муз", в 1696 отшельник Кларинакс включил в свой сборник короткие стишки о волшебной силе этих трав, ссылаясь на авторитет Генри Лоуса, друга Мильтона, а в 1812 Вальтер Скотт сделал в своём дневнике запись о том, что слышал балладу с таким сюжетом, что окончательно превратило образ моей далёкой родственницы в миф.
Что касается Эмилии, родилась она в графстве Саффолк в 1442 году. Мать её была англичанкой, а отец - русским. Мать, как и все женщины её рода, была знахаркой и носила фамилию не мужа, а своей знаменитой прародительницы, Агнессы МакХьюз, что было необычно для того времени. Отец же торговал заграницей свинцом и порошками редких минералов, обладавшими, как считалось, магическими свойствами, его годами не было на родине, а в 1436 году он остался в Саффолке навечно, умерев от отравления свинцом.
Юная Эмилия не вышла замуж, предпочтя науку семейной жизни, но ребёнок у неё всё-таки был, хотя и поздний, Эмилии к тому времени было уже 40 лет. Поговаривают, что девочка родилась от связи с демоном, чем грешили многие представительницы её рода. Эмилия проявила себя как заботливый родитель, также она была добра и к чужим детям, за что её прозвали матушкой Эмет. Но через 2 года Эмилии пришлось оставить и ребёнка, и мать.
В 1484 году в Англии началась эпидемия так называемой "английской потницы", и Эмет совершила путешествие в город Коложвар, где жила её племянница, тоже ведунья. Всем известно, что Коловжар богат целебными травами, и одна из них должна была помощь в борьбе с лихорадкой, бушующей в Англии. Когда-то это место было румынским, но ныне принадлежало венграм, и здесь судебные процессы над ведьмами не были редкостью. Эмилия опоздала, она попала аккурат на суд своей племянницы. Тот суд, который она посетила, отличался особенной жестокостью: молодую девушку обвиняли в том, что она была стригой и высасывала кровь деревенских детей. На этом же процессе она познакомилась с Фёдором Васильевичем Курицыным - посольским дьяком Ивана III, который не только вел переговоры со Стефаном Великим и Матфеем Корвиным о союзе против Польско-Литовского государства, но и удовлетворял свой интерес к мистическим традициям Европы.
Экзотичность гостя из далекой Московии, а также собственные корни, заставили Эмет отвлечься от процесса и познакомиться с Фёдором поближе. Несмотря на свой достаточно молодой возраст Фёдор оказался не только очаровательным юношей, но и обстоятельным рассказчиком, а также внимательным слушателем. После нескольких длительных бесед, во время которых были затронуты и политика, и литература и даже обряды старой Византии, Эмет окончательно уверилась, что светлый ум Фёдора обеспечит ему политическую карьеру на родине. Сам же дьяк сомневался в своем будущем - не смотря на решительность нынешнего великого князя Ивана III на ратном поле, изменения в духовной сфере казались невозможными.
Но встречи, захватившие их разум, закончились так же внезапно, как и начались - их ждала дорога домой.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ИЗ КОЛОВЖАРА В УЭЛЬС
Знакомство хоть и было недолгим - Фёдору предстоял путь в Москву, а Эмет домой - но получило продолжение в переписке. Письма приходилось отсылать с посольской почтой, поэтому быстрый обмен новостями был невозможен, но переписка изначально имела скорее философский характер, чем информационный, так что обе стороны не ожидали быстрого ответа. Постепенно Эмет начала замечать, что направление мыслей ее собеседника отдаляется от не только православных, но и христианских канонов: Фёдор все больше сомневался в учении святых отцов и институте монашества. Он высказывал мысль, что только молитва может очистить человека от первородного греха, а монастыри и иконы - только внешняя шелуха, не позволяющая сблизиться с Богом. Эмет чувствовала, что тучи сгущаются над ее другом, в 1490 году среди его размышлений проскользнула тревожная новость: над его друзьями-вольнодумцами состоялся церковный суд, но самого Фёдора это не задело, его защищало покровительство Ивана III.
В 1492 год, по христианскому исчислению 7000 от сотворения мира, христианский мир замер в ожидании конца мира и второго пришествие Христа, которое в итоге не состоялось. Эмет относилась к вопросу вполне рационально и не разделяла переживаний, но Фёдора несбывшееся пророчество окончательно вывело из душевного равновесия. Он все больше писал о греховной сущности человека и первенстве Сатанаила среди ангелов, а также о первородности зла. Послания Федора становились все более запутанными и частично зашифрованными. То, что удалось разобрать Эмет, больше всего напоминало ей средневековые каббалистические учения: Фёдор, казалось, начал видеть сверхъестественный смысл в самом алфавите, его письма были заполнены таблицами, состоящими из двух рядов букв в алфавитном порядке, с комментариями и схемами. За “литориями” Фёдора прятался смысл, который Эмет чувствовала, но не могла до конца понять. Казалось, что нужно только подобрать ключ, чтобы столбцы букв и символов, обрели стройность и прозрачность, но когда ей показалось, что она уже близка к разгадке, письма Фёдора вдруг прервались. До Эмет стали доходить зловещие слухи, что церковь все-таки добралась до Фёдора и его единомышленников. Не зная к кому обратиться и как помочь другу, она даже направила послание Иосифу, игумену Волоцкого монастыря, который как она поняла из писем, сильнее всех выступал против идей Фёдора, но очаровательный германский посланник Георг, особенным расположением которого она пользовалась и который помогал ей с перепиской, сообщил, что игумен даже не открыл её письма, хотя его даже перевели в посольском приказе на русский. Письмо от Георга содержало и другую печальную новость: после собора 1504 года нескольких еретиков сожгли, в том числе был казнен брат Фёдора Иван. Сам же Фёдор пропал без вести. Эмет тяжело переносила окончание переписки, которая давала ей столько радости и пищи для размышлений, но судьба благоволила ей: через несколько лет она получила весточку от казалось бы навсегда потерянного друга. В её дом был доставлен тщательно упакованный пакет, внутри которого лежала стопка листов. Заглавие, выведенное на английском, гласило: “Сказание о Дракуле воеводе”. История кровожадного румынского тирана Влада Цепеша могла быть написана только одним ее знакомым - Фёдором. В пакете не было ни письма, ни даже зашифрованного послания, но сама повесть казалась Эмет добрым знаком - ее друг спасся от злого изверга на родине и, может быть, обрёл дом в землях Румынии, истории которой когда-то так сильно увлекли его.
Жизнь в графстве Саффолкл до сего момента шла своим чередом, но далее произошли события, заставившие Эмет перебраться в Уэльс.
ЧАСТЬ 3. ИЗ УЭЛЬСА ЧЕРЕЗ НОРФОЛК В МОСКВУ
В 1507 году матушка Эмилии постриглась в монахини и забрала с собой внучку, сама же Эмилия собрала все свои гримуары и перебралась в Уэльс, так как там произрастали редкие травы, необходимые для её практики, такие как Gagea serotina и Silene acaulis. Местные её побаивались, но уважали. Она мастерски принимала роды, а также активно практиковала врачевательство. Впрочем, многие обходили её дом стороной. Несколько женщина божились, что возле её дома видели демонов: то и дело там ошивались томного вида молодые люди, да у каждого по косой сажени в плечах, все рыжеволсые и с такой зеленью глаз, с какой не сравнится ни трава Тинтернского аббатства, ни витражи Уэльского кафедрального собора. В общем, Эмилию то и дело замечали в обществе молодых мужчин, хотя на тот момент ей было под 70 лет! Так что либо юноши обладали демонической природой, либо старушка не гнушалась любовной магии - так говорили в народе. Впрочем, в библиотеке матушки Эмет было несколько книг по трансмутации, полиморфизму и трансфигурации, поэтому не исключено, что те молодые люди были лишь экспериментальными проектами по превращению неживого в живое, да и мало ли страждущих юношей ищет утешение в любовных зельях, в которых так хороша была Эмет.
У Эмилии было несколько учениц, в числе которых была и осуждённая за незаконную медицинскую практику в 1528 году Маргарет Хант, которая раскрыла и рецепт, защищающий от демонов, и имя матушки Эмет. Эмилия в срочном порядке переехала в Норфолк-Хаус под крыло герцогини Агнессы Говард, где воспитывала молодых женщин из бедных ветвей древа Говард и Тилни, возглавив пансион для благородных девиц и джентльменов за неимением действующего руководства (Агнесса также упоминает её под именем "матушка Эмет"). Прослужив в Норфолке с десяток лет (к тому моменту ей было уже 106 лет), Эмилия приняла решение отправиться на родину предков - в далёкую Россию. Она видела перспективы в дипломатических отношениях между Англией и Россией (и её интуиция её не подвела), а беспорядок во власти, предшествующий воцарению Иоанна IV, резал её сердце без ножа. Кроме того, это был отличный способ заработать: в то время на Руси активно развивалось лечение травами, а о "Травнике” воеводы Бутурлина говорили даже в Англии!
Матушка Эмет переехала в Россию и прожила там ещё 9 лет, имея бешеную популярность в узких кругах. Закончила она свой путь под Рязанью в Зарецком Спасском монастыре, где лечила местных монахов. Перед своей кончиной она завещала монастырю часть своей библиотеки, которая осталась у неё в России, а также написала ко писем наследственного толка, велев доставить их в Англию. Перед самой кончиной она зажала во рту две золотых монеты, сказав: "Может, удастся вернуться, чем я хуже Психеи".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восстановление исторической памяти о матушке Эмет - важнейшая веха как для становления самосознания нашего рода, так и для нормализации и укрепления дипломатический взаимоотношений между Англией и Россией. Матушка Эмет примером всей своей жизни показала и важность следования своему призванию, и неоценимую роль сильной женщины в мировой истории, и непреодолимую силу любви во всех её проявлениях.
Марии Катабасия - https://www.instagram.com/katabasia/
Проект Concoction (Коктейли - просто) https://zen.yandex.ru/id/5f6c738f546fc96090e0711f?lang=ru
Мой ютьюб-канал Gobbs' College - https://www.youtube.com/channel/UCysdRptSbYq2uspUkoc_Nlw
Мой инстаграм - https://www.instagram.com/gobbscollege/