319 г. до н.э. Италия
Идет война Рима с самнитами.
В 321 г. до н.э. в Кавдинском ущелье сдалась, окруженная самнитами, армия Рима. Весть об этом позорном для римлян поражении разошлась по всей Италии. Жители многих городов Апеннинского полуострова решили, что римляне проигрывают войну и решили срочно принять сторону будущего победителя.
Среди них оказались и жители города Сатрик. Несмотря на то, что сатриканцы имели к этому времени римское гражданство, они, после некоторых споров в своем сенате, приняли решение пустить в город гарнизон самнитов. Что и было выполнено.
В 319 году до н.э. должность консулов Рима исполняли Луций Папирий Курсор и Квинт Авлий Церретин.
Ситуация к этому времени серьезно изменилась. Римляне взяли реванш за поражение в Кавдинском ущелье и перешли в наступление. Многие из тех, кто поспешил перейти на сторону самнитов, начали сожалеть о своей неразумной торопливости. Римляне начали достаточно жестко разбираться с перебежчиками.
Консулы определили по жребию, кому кого из перебежчиков наказывать, и повели легионы.
Квинт Авлий разгромил ферентинцев и захватил их город, переполненный беженцами.
Луций Папирий подошел к Сатрику.
Жители сразу же направили к Луцию Папирию своих послов, умоляя того о мире. Ответ консула был жесткий: пока сатриканцы не выдадут римлянам или сами не перебьют самнитский гарнизон, никаких переговоров о мире быть не может.
Перепуганные сатриканцы начали плакаться, что они слабые, малочисленные, и им самим с самнитами не совладать. Луций Папирий ответил, что это проблемы сената Сатрика, а не его. Как предавали римлян, так теперь пусть и выкручиваются.
Когда послы вернулись в Сатрик и доложили сенаторам о результатах переговоров с римлянами, то узнали, что, оказывается, самниты намерены ночью оставить город, так как у них недостаточно припасов для успешной обороны в случае в осады города римлянами.
Окрыленные этой новостью сатриканские сенаторы начали думать, как бы угодить римлянам.
Мнения разделились и образовались две партии: одна состояла из верных сторонников Рима, тех, кто всегда был против перехода на сторону самнитов (последние, почему-то не перебили их), вторая из тех, кто призвал самнитов в Сатрик.
Представители второй партии, втайне от первой, предупредили римлян, в какое время и по какой дороге самниты будут покидать их город. Представители первой партии, втайне от второй, открыли ворота города, противоположные тем, через которые самниты стали покидать город, и впустили римские отряды в Сатрик.
В результате самниты по выходу из города угодили в засаду, устроенную им римлянами, а в разгар сражения из Сатрика вышли римские воины и ударили в тыл сражающимся самнитам. В утру все самниты пали в бою. Ни один не уцелел.
Как только Сатрик оказался в руках римлян, Луций Папирий провел строгое дознание для выявления тех, кто сдал Сатрик самнитам. Всех виновных высекли и публично обезглавили. В Сатрике поставили римский гарнизон, а жителей города лишили части гражданских прав, в частности, права иметь оружие.
Поведение сатриканцев является ярким примером того как ведут себя трусоватые слабаки в критических ситуациях: они предают всех – и своих и чужих.
Смотри также: Свадьба – похороны – свадьба
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.