Найти в Дзене

Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо, (1527 - 1593), итальянский художник, один из гениев эпохи Возрождения.  Арчимбольдо - известный Мастер создания портретов из всего растущего и цветущего на земле, а также летающего в небесах или обитающего в морской стихии. Арчимбольдо родился и вырос в Милане. Его дед имел сан архиепископа, отец его, Бьяджо, был художником, и свое первое образование Джузеппе получил именно в семейной мастерской. В возрасте чуть больше двадцати лет он вместе с отцом уже работал над росписью Миланского собора. Бьяджо, отец, был дружен с семьёй живописцев Луини (глава семейства Бернардино Луини был учеником самого Леонардо да Винчи). В семье Луини много лет бережно сохраняли наброски из записных книжек Леонардо, которые он сделал в период пребывания в Милане. Рисунки произвели колоссальное впечатления на Арчимбольдо, что безусловно повлияло на его дальнейшее творчество. Династия Габсбургов Джузеппе Арчимбольдо, гениальный художник и великоле
Джузеппе Арчимбольдо. Автопортрет.
Джузеппе Арчимбольдо. Автопортрет.

Джузеппе Арчимбольдо,

(1527 - 1593), итальянский художник, один из гениев эпохи Возрождения.  Арчимбольдо - известный Мастер создания портретов из всего растущего и цветущего на земле, а также летающего в небесах или обитающего в морской стихии.

Арчимбольдо родился и вырос в Милане. Его дед имел сан архиепископа, отец его, Бьяджо, был художником, и свое первое образование Джузеппе получил именно в семейной мастерской. В возрасте чуть больше двадцати лет он вместе с отцом уже работал над росписью Миланского собора. Бьяджо, отец, был дружен с семьёй живописцев Луини (глава семейства Бернардино Луини был учеником самого Леонардо да Винчи).

Бернардино Луини, итальянский живописец эпохи Возрождения, один из учеников Леонардо да Винчи. Фото свободного доступа  из интернет.
Бернардино Луини, итальянский живописец эпохи Возрождения, один из учеников Леонардо да Винчи. Фото свободного доступа из интернет.

В семье Луини много лет бережно сохраняли наброски из записных книжек Леонардо, которые он сделал в период пребывания в Милане. Рисунки произвели колоссальное впечатления на Арчимбольдо, что безусловно повлияло на его дальнейшее творчество.

Династия Габсбургов

Габсбурги, три поколения. Фердинанд I (1503-1564) считается родоначальником австрийской ветви дома Габсбургов.
Габсбурги, три поколения. Фердинанд I (1503-1564) считается родоначальником австрийской ветви дома Габсбургов.

Джузеппе Арчимбольдо, гениальный художник и великолепный придумщик, более четверти века был на службе у трёх императоров династии Габсбургов. Ещё Фердинанд I пригласил его ко двору на должность придворного портретиста, свою службу он продолжил в период правления его сына Максимилиана II и остался в своей должности при Рудольфе II, сыне и преемнике Максимилиана II.

Максимилиан II.

Максимилиан II - Император Священной Римской империи и эрцгерцог Австрии, Король Чехии, Король Германии, Король Венгрии и Хорватии и др.земель - высоко ценил таланты и эрудицию художника, доверял ему и полностью полагался на его вкус.

"Кабинет искусств и редкостей" - любимое детище и гордость императоров. Родовая сокровищница создавалась поколениями, она включала необозримую коллекцию произведений из всевозможных сфер искусств, сложных научных инструментов, небесных глобусов и даже редких животных и птиц.

Пример "Кабинета ценностей и редкостей". Фото с сайта artchive.ru
Пример "Кабинета ценностей и редкостей". Фото с сайта artchive.ru

В империи Габсбургов "Кабинет" был создан при Максимилиане II, его наполнением занимались агенты императора, неустанно разыскивающие по всему миру ценности и редкости, которые именовались "курьёзы". Ценности надлежит аккуратно сохранять и учитывать и эти обязанности императорском при дворе были доверены Арчимбольдо. Теперь, кроме написания королевских портретов, Арчимбольдо занимался каталогизацией ценностей, а также следил за содержанием артефактов в надлежащем виде.

Мастер празднеств

Прага в периоды правления Габсбургов была центром культурной Европы. Турниры, карнавалы и балы - важнейшие мероприятия средневековой эпохи. К проведению празднеств готовились задолго, тщательно выбирали тематику, меню, костюмы. Удостоенный титула "Мастер празднеств", Арчимбольдо, как придворный театральный режиссер, великолепным образом устраивал зрелищные мероприятия.

Четыре сезона

Цикл картин "Четыре сезона" символизирует жизненные периоды: цветущую юность, скоротечную молодость, пышную зрелость, мудрую старость. В своих картинах художник также выразил благодарность божественной Природе за ее дары.

🔸 На портрете "Зима" аллегорично изображен Максимилиан II. Золотое шитье одежд, вышивка элементов герба Габсбургов и первая буква имени на портрете подсказывают нам о царственности особы.

Во время работы над циклом "Времена года" художник каждое утро отправлялся на рынок и скупал множество свежих овощей, фруктов и цветов для предстоящей работы. Именно в этот период творчество Арчимбольдо было особенно плодотворным.

Четыре стихии

Земля, Воздух, Огонь, Вода

эти стихии считаются основами мироздания, наделенные мистическими смыслами и натурфилософскими идеями.

“..Четыре стихии, противостоящие друг другу своими свойствами, в то же время есть четыре основы для всего материального..”, труд Агриппы "О тайной философии", 1510 г.

🔸 Огонь - мощная стихия. Огонь и созидатель, и разрушитель.

Портрет написан золотыми красками, образ Огня изображён в ордене Золотого руна и с золотым гербом Габсбургов. Образ Огня ярко отражает не только человеческий характер (1), но и знания научных трудов (2), а также демонстрирует военную мощь империи Максимилиана II и Габсбургов в целом.

🔸 На портрете "Земля” представлен весь животный мир, обитавший на землях Габсбургов, а рычащий лев, возлежащий на плечах персонажа, означает знак Максимилиана II (1) и символ Габсбургской Богемии.

🔸 Портрет "Воды" представляет более шестидесяти разновидностей рыб и морских обитателей известных в тот период.

🔸 Картина "Воздух" наполнена полётом прекрасных птиц.

Герольд орден Золотого руна. Один из первых вариантов. Золото, яшма.
Герольд орден Золотого руна. Один из первых вариантов. Золото, яшма.

В эпоху Возрождения возрождали культуру античности, уничтоженную варварами в "тёмные века" , поэтому стремление к знаниям и красота возносились на пьедестал. Как и в живописи Арчимбольдо, так и в литературе средневековья рождались квази-произведения, авторы которых едко клеймили сумеречное мышление, высмеивали невежество и глупость.

"..Вот вам дурак-библиофил,

Он много ценных книг скопил,

Хотя читать их не любил.."

"Корабль дураков"., Себастиан Брант, немецкий учёный, гуманист, поэт.

Как понимать Арчимбольдо?

В тот период еще не существовало просторных читальных залов библиотек. Занавес, которым персонаж “Библиотекаря” укрыт, словно плащом, в то время разделял комнаты для изучения книг, а борода и усы книгочея изображают кисти для смахивания пыли. Арчимбольдо призывает книги читать, а не только смахивать с них пыль.

• Образ "Адвоката/ юриста" - собирательный из известных персонажей того периода, которые участвовали в разрешении затяжных конфликтов между католицизмом и протестантами.

Картины - метаморфозы

Портреты Арчимбольдо - сложнейшая работа и, подчас, представляются сложными головоломками - некоторым его картинам характерен так называемый "оптический обман", а классические натюрморты и вовсе нужно перевернуть, чтобы увидеть оригинальный портрет.

Щедрый бог

Император Рудольф II был правителем германских, части итальянских, чешских, швейцарских, нидерландских и мн.др. земель, сын и преемник Максимилиана II, величайший ценитель живописи, чей "Кабинет" считался лучшим не только в Европе. Император предоставлял наилучшие условия и всевозможные привилегии для пребывания Арчимбольдо в должности. Тем не менее, после одиннадцати лет служения при дворе Рудольфа II, Арчимбольдо принимает нелегкое для себя решение вернуться на родину, в Милан.

Находясь дома, художник не теряет связи с императором и продолжает оставаться у него на службе. Здесь, в Милане, Арчимбольдо пишет свой самый знаменитый портрет "ВЕРТУМН" (3).

Умело соединив две мифологические версии, он мастерски собирает образ императора Рудольфа II в аллегорическое изображение бога ВЕРТУМНА.

🔸 "Вертумн" Арчимбольдо - бог, победитель, щедрый и урожайный плодоноситель.

Несмотря на зашифрованность и недосказанность, преобладающие в средневековье, собранные в портрете всевозможные природные дары образуют узнаваемую личность. Каждая деталь образа означает характерные человеческие черты, например выдающийся подбородок Габсбургов - в этом и заключается мастерство Арчимбольдо.

"Вертумн". Джузеппе Арчимбольдо, 1590 г. Картина хранится в частном собрании Барона фон Эссена. Замок Скоклостер, Швеция.
"Вертумн". Джузеппе Арчимбольдо, 1590 г. Картина хранится в частном собрании Барона фон Эссена. Замок Скоклостер, Швеция.

Рудольф II был восхищён работой и именно за этот портрет художник получил титул Пфальцграфа (4) от своего покровителя, что является необычайно редким случаем для тех времён.

Флора

"Флора", "Четыре сезона". Джузеппе Арчимбольдо, 16 в. Картина хранится в частной коллекции.
"Флора", "Четыре сезона". Джузеппе Арчимбольдо, 16 в. Картина хранится в частной коллекции.

Она одна из поздних картин Арчимбольдо, написанная в 1588 г. в Милане, куда художник вернулся после многих лет пребывания в Праге.

🔸 "Флора" усыпана цветами - разнообразные, многочисленные и пышные, они изображены в сотнях тончайших цветовых оттенках и нюансах. Соединяясь в воздухе, лепестки образуют благоухающий загадочный женский образ, восседающий на троне из облаков.

Её руки -стручки, наполненные спелыми, тугими горошинами, держат корзину с рубиновыми вишнями и сочными фруктами. Она - символ изобилия природных даров. 

Она - это Её Величество Природа.

Арчимбольдо отправил картину "Флора" во дворец Праги, откуда позднее её вывезли в Швецию, где она и хранится сегодня в музее замка Скоклостер.

Замок Скоклостер, Швеция.
Замок Скоклостер, Швеция.

Арчимбольдо прославился дважды - при жизни и после своей смерти.

После кончины художника его имя не вспоминали почти четыреста лет.

И только после того, как шведский коллекционер Олаф Гранберг в 1911 г. в Стокгольме опубликовал «Генеральную опись сокровищ искусств Швеции», картины мастера получили известность.

К счастью, миру заново открылось творчество талантливого придумщика, человека широчайшей эрудиции и большого художника Джузеппе Арчимбольдо.

Примечание

1 🔸Император Максимилиан II родился 31 июля под знаком Льва в Стихии Огня.

2 🔸 В образе Огня мы видим четыре вида пламени, описанных в трудах "О тайной философии" 1510 г. - неорганическая природа, растительная среда, животная сфера и человеческий мир.

🔸 Орден Золотого руна, уже не рыцарская награда, а знак монаршей власти.

3🔸 ВЕРТУМН, Vertumnus - в римской мифологии бог всяческих перемен (во временах года, в настроениях людей, течениях рек, стадиях созревания плодов). По одной версии, сабинский бог. По другой - бог г.Вольсинии, главное божество этрусского союза, получившее в Риме храм после победы над Вольсиниями в 494 г. до н.э.

Муж Помоны (Pomona) - богини изобилия плодов.

4🔸 Награда Титулом Пфальцграфа означает факт наивысшего доверия монарха и представление его интересов в различных герцогствах.

Уважаемые читатели,

отмечайте 👍, если публикация интересна или полезна, пишите свои мнения и пожелания для следующих публикаций.

Источники :

🔸Мифы народов мира, энциклопедия, Т.1, Т.2. Изд-во Олимп, 1997 г.

🔸artchive.ru

🔸art.1sept.ru

🔸len.ru, видеолекции РГИСИ С-Пб.

🔸muzei-mira.com

Ещё читать на канале:

Антонио да Корреджо

Антонио да Корреджо. Гений, не знающий, что он гений.

Джоконда

ДЖОКОНДА. Часть 1