Михаил Ильич Кошкин (1898-1940) — гениальный советский инженер - -конструктор, создатель и первый главный конструктор танка Т-34.
По сути дела вклад Кошкина в победу СССР над Германией поболее, чем у некоторых легендарных советских полководцев. Парадокс в том, что Михаил Ильич умер за 9 месяцев до начала войны. Я хотел бы рассказать о жизни этого "танкового гения".
Начало пути
Михаил Кошкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги (Ярославская область).
Семья Миши была бедная, малоземельная, отец постоянно "шабашил" на лесозаготовках, когда он надорвался и умер Михаилу было всего 6 лет. Батрачить в люди пошла мать, а Миша, окончив 3 класса церковно - -приходской школы, уезжает в Москву и в десятилетнем возрасте идёт работать на кондитерскую фабрику, на ней он работает 8 лети дослуживается до рабочего по обслуживанию карамельных автоматов.
Кошкин успевает повоевать в первую мировую войну и получить ранение, после революции демобилизовался.
Воюет Михаил и в гражданскую войну с 1918 по 1921 год, Воюет он и под Царицыном и в Петрограде и на Северном фронте, при взятии Архангельска он видимо и увидел первый раз в жизни танк (английский «Рикардо» Mark V).
Учеба
После гражданской войны Кошкин усиленно учится и работает.
Сначала он с отличием оканчивает военно-политические курсы в Харькове, после которых был командирован на учёбу в Москву в Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова.
После учёбы в коммунистическом университете Михаил Ильич с 1924 по 1929 год: руководит кондитерской фабрикой, затем успешно работает в партийных органах города Вятки. В Вятке он и женился на Вере Катаевой, родилась дочь Елизавета.
Будущий конструктор вероятно сделал бы партийную карьеру, но в 1929 году он пишет письмо Кирову (с ним Кошкин был знаком лично) с просьбой оказать содействие в получении технического образования. В результате Михаил был зачислен на машиностроительнй факультет ЛПИ (Ленинградский политех). В 1934 году Кошкин защитил диплом по специальности "инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов", тема дипломной работы "Коробка передач среднего танка". После получения диплома инженера Кошкин получает назначение в КБ Ленинградского завода имени Кирова.
Дело всей жизни
В Ленинграде Кошкин работает 2,5 года, проходит путь от конструктора до заместителя начальника КБ. КБ занимается модернизацией танков Т-28 и Т-26, которые получили шифры Т-29 и Т-46-1 соответственно, с переводом их на колесно-гусеничный ход. КБ выполнил задачу, но танки оказались слишком сложны и дороги и в серию не пошли. За эту работу Кошкин был награждён орденом Красной Звезды.
В конце 1936 года в связи с тем, что в танковом отделе ХПЗ (Харьков) возникла проблема с модернизацией танка БТ-7, наркомтяжпром Серго Орджоникидзе назначает Михаила Ильича Кошкина руководителем танкового КБ-190.
Танковый отдел №183 в Харькове занимался выпуском лёгких танков БТ, а КБ-190 отдела №183 занималось модернизацией БТ. Лёгкие танки БТ и ленинградский Т-26 составляли основу советских танковых войск.
ГАБТУ РККА обвиняло отдел №183 в поставке 687 танков БТ с недоработанной коробкой передач (КПП). В результате начальник КБ-190 Фирсов был снят с работы(а вскоре и арестован).
Кошкин, приняв дела, понял, что КБ чудовищно перегружен работой (48 конструкторов работало по 14 направлениям).
Вдобавок к этому в связи с появлением противотанковой пушки в танкостроения назрел кризис.
Лёгкие танки Т-26 серия танков БТ были слишком уязвимы. Колесно-гусеничная система Кристи уже выработала свой ресурс, она была рассчитана на лёгкую противопульную броню, а не на противоснарядную. Конструкторы пытались изменить трансмиссию, но это приводило только к удорожанию и чрезмерному усложнению.
К лету 1937 года Кошкин попытался объединить схожие направления исследований, но получил "по рукам" - было создано Особое конструкторских бюро (ОКБ) для подготовки серийного производства быстроходных колёсно-гусеничных танков с синхронизированным ходом. В ОКБ под руководством А. Я. Дика забрали 19 лучших конструкторов. Но через несколько месяцев Дика арестовали, а ОКБ расформировали.
Было сформировано новое КБ-24 для разработки нового танка БТ-20 (А-20). Весной 1938 года эскизный проект был готов. Однако несмотря на новизну, по боевым качествам он мало отличался от БТ-7, вооружение (45 мм пушка 20-К) осталось прежним, увеличение толщины брони до 20 мм не обеспечивало надёжную защиту от противотанковой артиллерии.
Танк А-20
Кошкин начал склоняться к гусеничному варианту, он позволял упростить конструкцию и усилить броню за счёт экономии и увеличения веса. Михаил Ильич едет в Москву и там получает поддержку самого Сталина, в результате вместе с танком А-20 начинает разрабатываться чисто гусеничный А-32.
В конце 1938 года Кошкин уже демонстрировал Главному Военному совету чертежи и макеты опытных танков А-20 и А-32. Вскоре Михаила назначают главным конструктором завода №183. На разработку А-32 и А-20 бросают сотни людей, создаётся объединённая КБ- 520, руководитель конечно Кошкин.
В июне 1939 года готов образец А-20, а в июле образец А-32.
Танк А-32
После этого осенью оба танка демонстрируются военным, государственным комиссиям - идёт усиленная дискуссия: какой образец пойдёт в серию. Кошкин усиленно ратует за А-32. К единому решению так и не пришли, рассматривался вопрос о запуске в серию обоих танков.
Тем временем на основании решения командования АБТУ под руководством М. И. Кошкина с сентября 1939 года по февраль 1940 года велось проектирование и изготовление двух опытных гусеничных танков А-32 с усиленным бронированием. Броня увеличилась до 45мм, масса на 6 тонн. Новому образцу дали шифр Т-34, будущий танк победы родился!
На основании опыта советско-финской войны танк приняли на вооружение уже 19 декабря 1939 года.
Танкопробег Харьков -Москва и смерть конструктора
10 февраля 1940 года были изготовлены два первых Т-34 и начаты их испытания. Но на 17 марта в Москве был уже назначен показ танков членам правительства. С этой целью был организован танкопробег Харьков — Москва. Кошкин сам отправился на новых машинах как ответственный представитель завода.
750 км от Харькова до Москвы и обратно ещё недоработанные,"сырые" танки прошли своим ходом в труднейших условиях русского бездорожья и русского климата.
Как и было задумано 17 марта 1940 года Кошкин участвовал в показе своих машин Т-34 на Ивановской площади Кремля в присутствии всего высшего руководства СССР. Прошли также стендовые и ходовые испытания на танковом полигоне. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.
Пробег Харьков — Москва — Харьков подорвал здоровье Кошкина. Конструктор заболел пневмонией, болезнь обострилась, пришлось удалить одно лёгкое. Кошкин был направлен на реабилитационный курс лечения в заводской санаторий «Занки» под Харьковом, где и скончался 26 сентября 1940 года, за 9 месяцев до начала Великой Отечественной войны.
Гениальный конструктор был похоронен в Харькове на Первом городском кладбище.
Михаил Ильич Кошкин фактически был одной из жертв великой войны, пожертвовавший жизнью во имя победы ещё до её начала. Разумеется не он один изобрёл танк Победы, времена Кулибина давно прошли, но меня конечно поражает, сколько человек всего успел, прожив всего 41 год.
Не Лев Толстой
ин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги (Ярославская область).
- на оматов. была бедная, малоземельная, отец постоянно "шабашил" на лесозаготовках, когда он надорвался и умер Михаилу было всего 6 лет. Батрачить в люди пошла мать, а Миша, окончив 3 класса церковно - -приходской школы, уезжает в Москву и в десятилетнем возрасте идёт работать на кондитерскую фабрику, на ней он работает 8 лети дослуживается до рабочего по обслуживанию карамельных автоматов. в люди пошла мать, а Миша, окончив 3 класса церковно - -приходской школы, уезжает в Москву и в десятилетнем возрасте идёт работать на кондитерскую фабрику, на
Кошкин успевает повоевать в первую мировую войну и получить ранение, после революции демобилизовался.
Царицыном и в Петрограде и на Северном фронте, при взятии Архангельска он видимо и увидел первый раз в жизни танк (английский «Рикардо» Mark V). Воюет он и под Царицыном и в Петрограде и на Северном фронте, при взятии Архангельска он видимо и увидел первый раз в жизни танк (английский «Рикардо» Mark V).
Учеба
После гражданской войны Кошкин усиленно учится и работает.
Вятке он и женился на Вере Катаевой, родилась дочь Елизавета. учёбы в коммунистическом университете Михаил Ильич с 1924 по 1929 год: руководит кондитерской фабрикой, затем успешно работает в партийных органах города Вятки. В Вятке он и женился на Вере Катаевой, родилась дочь Елиавета.
политех). В 1934 году Кошкин защитил диплом по специальности "инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов", тема дипломной работы "Коробка передач среднего танка". После получения диплома инженера Кошкин получает назначение в КБ Ленинградского завода имени Кирова. учения диплома инженера Кошкин получает назначение в КБ Ленинградского завода имени Кирова.
- работу Кошкин был награждён орденом Красной Звезды. аботу Кошкин был награждён орденом Красной Звезды.
Царицыном и в Петрограде и на
В конце 1936 года в связи с тем, что в танковом отделе ХПЗ (Харьков) возникла проблема с модернизацией танка БТ-7, наркомтяжпром Серго Орджоникидзе назначает Михаила Ильича Кошкина руководителем танкового КБ-190.
Танковый отдел №183 в Харькове занимался выпуском лёгких танков БТ, а КБ-190 отдела №183 занималось модернизацией БТ. Лёгкие танки БТ и ленинградский Т-26 составляли основу советских танковых войск.
ГАБТУ РККА обвиняло отдел №183 в поставке 687 танков БТ с недоработанной коробкой передач (КПП). В результате начальник КБ-190 Фирсов был снят с работы(а вскоре и арестован).
- чудовищно перегружен работой (48 конструкторов работало по 14 направлениям).
Вдобавок к этому в связи с появлением противотанковой пушки в танкостроения назрел кризис.
- чудовищно перегружен работой (48 му усложнению. же выработала свой ресурс, она была рассчитана на лёгкую противопульную броню, а не на противоснарядную. Конструкторы пытались изменить трансмиссию, но это приводило только к удорожанию и
В июне 1939 года готов образец А-20, а в 1939 года по февраль 1940 года велось проектирование и изготовление двух опытных гусеничных танков А-32 с усиленным бронированием. Броня увеличилась до 45мм, масса на 6
В июне 1939 года готов образец А-20, а в
бег Харьков - Москва и смерть конструктора. Танкопбег Харьков - Москва и смерть конструктора.
климата.
В