Если режиссеры, которые снимают комедии, а есть архитекторы комедии – это режиссеры, которые формируют и развивают сам жанр, чтобы он был интересен современному зрителю.
Алла Ильинична Сурикова относится ко второй категории – ей интересно не просто снимать, ей интересно снимать так, как до этого никто не снимал. Именно поэтому несколько ее фильмов вошли в историю отечественного кино. Хотя не так давно Сурикова признала – жанр комедии в современном мире умер, потому что искреннюю улыбку у зрителя вызвать сложно, поэтому режиссеры не хотят рисковать.
Алла Заславская (фамилию Сурикова она позаимствовала у первого супруга) родилась 6 ноября 1940 года в Киеве, где получила специальность филолога. Но по специальности работать не стала, а окончила Высшие курсы сценаристов и режиссеров под руководством Александра Алова и Владимира Наумова, и стала пробовать себя в сложном жанре комедии под чутким наставничеством Георгия Данелии.
Именно Алле Суриковой принадлежит идея киножурнала «Ералаш» - в 1972 году, не имея весомого творческого багажа, она обратилась в Госкино с предложением создать «Фитиль», но только для детей. И, правда, почему взрослые могут смеяться у телевизора, а школьники довольствуются мультфильмами?
Сергей Михалков, который занимался «Фитилем», был резко против, но на высшем уровне идею одобрили, но название «Фитилек» зарубили. К созданию детского киножурнала привлекли режиссера Бориса Грачевского и сценариста Александра Хмелика. А Сурикова сняла только два выпуска «Ералаша».
Первый полноценный фильм Алла Ильинична сняла в 1979 году, когда ей было почти 40 лет. До этого было несколько короткометражных и документальных лент. Суриковой достался отличный материал – сценарий написал сам Эмиль Брагинский, который несколько десятилетий плотно работал с Эльдаром Рязановым.
В итоге получился фильм «Суета сует», который вовсе не комедия, а больше – мелодрама. История интересная и жизненная. Муж решает уйти из семьи, жена – сотрудница ЗАГСа на эту ситуацию реагирует крайне болезненно. Но мужчина полюбил другую и ничего не может поделать. А дочь, увидев разлад в семье, уезжает в другой город, где ее ждет возлюбленный ею таксист.
Суриковой для этого фильма удалось собрать хороший актерский состав, Фрунзик Мкртчян, Галина Польских, Людмила Иванова, Леонид Куравлев, Наталья Крачковская, Яна Поплавская и король эпизода Бронислав Брондунков. В итоге этот замечательный фильм только за первый сезон посмотрели больше 25 миллионов зрителей.
Второй фильм «Будьте моим мужем», снятый в 1983 году с Андреем Мироновым и Еленой Прокловой в главных ролях, тоже не совсем комедия, здесь есть многое от мелодрамы. Но этот фильм, как и первое творение Аллы Ильиничной, глубокое и зрелое кино, которое только с виду кажется легким.
Совсем другого плана двухсерийная лента «Ищите женщину», где Сурикова показала себя мастером детектива, экранизировав пьесу британского драматурга Джека Поплуэлла. Фильм получился отменным за счет таланта режиссера и целой плеяды талантливых и известных актеров.
Но главный эксперимент в карьере Аллы Суриковой был впереди – в 1987 году на экраны вышел комедийный вестерн «Человек с бульвара Капуцинов». Фильм рассказывает о появлении кино в мире Дикого Запада.
Это кино снято по канонам американского жанра, здесь есть вся нужная атрибутика, но все-таки это не вестерн в чистом виде, а легкая и талантливая пародия. Фильм смотрят больше трех десятилетий, и это действительно оригинальное и интересное кино, разыгранное отличным актерским составом. Из одних фраз героев можно составить методичку с мемами, актуальными по сей день.
Главные роли исполнили (а неглавных здесь практически нет) Андрей Миронов, Игорь Кваша, Олег Табаков, Николай Караченцов, Лев Дуров, Спартак Мишулин, Леонид Ярмольник, Александра Яковлева и Михаил Боярский.
После распада СССР Алла Сурикова продолжила снимать, и несколько фильмов у нее получились на достойном уровне – «Дети понедельника», «Московские каникулы» «Хочу в тюрьму». Что-то не получилось, как, например, «Человек с бульвара Капуцинок» или «Любовь и Сакс». Но главное – идти вперед, пробовать, экспериментировать. А это у Аллы Ильиничны получалось всегда. Здоровья, новых творческих удач. И спасибо за прекрасные фильмы, любимые миллионами зрителей!
Фото: Первый канал, кадры из фильмов
Подписаться на канал «КиноНытик»