Найти тему
Андрей Гагаев

Как стать крутым тренером...

Тренер – это один из самых важных персонажей в жизни спортсмена. Работа тренера во многом предопределяет исход соревнования для спортсмена. В настоящее время наблюдается настоящий кризис тренерской деятельности. Проблем много. Начиная с банальной – отсутствие специального образования (так как многие тренеры приходят на эту должность по завершению спортивной карьеры, так и не удосужившись получить профильное образование), и заканчивая эффектом эмоционального выгорания. Если постараться перечислить все, с чем нам приходилось сталкиваться за последние несколько лет работы, то не хватит и целого листа, - даже не вдаваясь в анализ. У многих наставников существует проблема взаимоотношений со своими воспитанниками. Времена, когда тренировали их самих, сильно отличаются от настоящего. Метод кнута и пряника уже часто не срабатывает. Изменилось и воспитание, и мировоззрение, и мироощущение современных детей, и бывает сложно найти к ним адекватный подход. Сегодня, впрочем, как и всегда, тяжело завоевать доверие и авторитет у ребят (а тем более подростков). Приходится доказывать и убеждать, что доверие к вам возникнет тогда, когда вы сами начнете доверять своим спортсменам, уважение придет, когда вы будете проявлять его по отношению к ним. Заставить ребенка что-то делать – не эффективно – необходимо заинтересовать, а не получается.

Часто тренеры относятся к своей работе формально – дают задание подопечным – и уходят с тренировки по своим делам, - а этого нельзя делать категорически. Встречаются случаи, когда между тренером и воспитанником возникает подобие детско-родительских отношений, что накладывает свой отпечаток на эффективность выступлений. Проблемы возникают у тренеров при взаимодействии с родителями спортсменов. Большое количество проблем существует в тренерских коллективах между собой. И так далее…

-2

Сегодня существует большое количество предложений по дополнительному образованию для тренеров, по повышению их квалификации. Я предлагаю свой взгляд на решение этих проблем – индивидуальная терапевтическая работа с целью личностного роста. Только в процессе личной психотерапии происходит осознание и переработка тех внутриличностных качеств, убеждений и мотивов, которые не позволяют тренеру двигаться вперед, расти и развиваться. Практически у всех тренеров одна задача – вырастить чемпиона, а лучше много чемпионов. Современная психотерапия позволяет четко сформулировать цель и намерение, и проработать их со всех возможных точек внутренних ограничений.

Тренерам очень важно понять следующий конструктивный момент. Можно двояко относиться к проигрышу своего подопечного – и большинство принимают одну и ту же неэффективную позицию: спортсмены проигрывают, потому что они такие, это их проблема, и пусть они ее и решают. Эта позиция достаточно удобна, так как позволяют снять с себя некоторую весомую долю ответственности. Но, с другой стороны, лишает возможности что-то изменить. Всегда проще сказать, что это не я – это он виноват, а я сделал все, что мог.

-3

Но, как только тренер говорит: «Да, проблема во мне. Я не нашел такой подход к спортсмену, который приведет его к победе» - это сразу меняет ситуацию в корне. Безусловно, неприятно признавать, что с тобой что-то не так, что-то не получается, и ты не знаешь, как с этим быть. Однако, сам факт признания, что исход данной ситуации зависит от тебя самого, позволяет многое изменить.

Уверенность тренера в положительном исходе, его убеждения и вера в собственные силы должны быть непоколебимы. Чтобы спортсмен даже не заподозрил, что тренер колеблется при каких-то обстоятельствах. Задача индивидуальной работы с тренерами – создать для них такую реальность, в которой самые недалекие и не подающие надежд молодые спортсмены становятся звездами мирового уровня, не зависимо ни от чего. И это возможно за счет психотерапии!