Недавно попалось на глаза заметка на сайте ТАСС-Наука «Российский ученый раскрыл философский смысл шумерских пословиц» (12 ноября 2017, автор Евгения Щербина)
В аннотации к заметке читаем: «Профессор СПБГУ, востоковед Владимир Емельянов реконструировал систему ценностей и представлений о жизни обитателей южной Месопотамии конца III — начала II тыс. до н.э. на основе их пословиц и поговорок».
Речь идёт о работе В. Емельянова «Религия и философия в шумерских пословицах», опубликованной в сборнике «Арабские маршруты в азиатском контексте» к 70-летию арабиста М.А. Родионова (Издательство МАЭ РАН).
Напомним, что Шумеры – самая древняя (из послепотопных) и самая загадочная цивилизация, — хотя и оставившая после себя десятки тысяч клинописных текстов (на обожжённых глиняных таблицах), где есть подробные сведения обо всех сторонах их жизни и хозяйствования. Подробнее о загадках цивилизации шумеров я советую почитать в статье В.П. Кречет (МГТУ, ЯГПУ) "О загадках возникновения и развития цивилизации Шумера и других древних цивилизаций" (журнал Метафизика, 2019, №3 (33)), а ещё подробнее — в книгах Захарии Ситчина и Алана Элфорда.
Шумерская литература составляет древнейший корпус литературных текстов в истории человечества. Большинство произведений было записано в эпоху III династии Ура, но восходит к сюжетам предшествующих эпох. Шумерские тексты разнообразны и включают сказания о богах и героях, гимны, заклинания, песни, плачи, любовную и свадебную лирику, сказки, пословицы и другие жанры.
Так что же нашёл в шумерских пословицах и поговорках профессор СПбГУ Владимир Емельянов? Излагаю по упомянутой статье Е.Щербины:
«Пословицы и поговорки — существенная часть корпуса дошедших до нас шумерских текстов. Известно более 2000 пословиц в составе 26 сборников и несколько десятков пословиц из литературных текстов разных жанров. Пословицы записывались главным образом учителями писцовых школ с самого раннего времени (XXVII в. до н.э.) и дошли от всех эпох шумерской истории на школьных табличках.
Так как пословицы изучались в шумерских школах, можно сделать вывод, что этот жанр выражал ценности, разделяемые всеми слоями населения, хотя сочиняли их представители разных сословий. Пословицы также применялись как аргумент в официальных речах. Понять, что перед нами именно пословица, а не другой жанр (гимн, заговор, эпос, молитва) можно по нескольким признакам, понятным специалистам: особой структуре (одно-два предложения, записанных на отдельных строчках), специфической стилистике и содержанию текста.»
Ученый (профессор В. Емельянов) сделал вывод, что шумеры ценили жизнь и держались за нее до конца, несмотря на все невзгоды («Недобрым дням нет счета, но жизнь лучше смерти»). Они ценили сотрудничество даже выше дружбы («Дружба — вещь на один день, сотрудничество — навсегда»). Также жители древней Месопотамии не любили кочевой образ жизни и ценили простые удовольствия, которые давало им земледелие («Удовольствие в пиве. Зло в странствии»).
Большое место в философии шумеров занимала судьба. Ее считали внешним спутником человека, а не внутренне присущим ему понятием («Судьба — собака, идущая позади»). Также шумеры ценили верность материнскому началу своей природы и божественному началу своей личности — из них складывалось человеческое предназначение («Исполнил свой жребий — порадовал свою мать. Побежал [дальше] — порадовал своего бога»).
Также, согласно пословицам, шумеры считали почитание богов качеством приличного человека. Тем не менее, если человек силен и не теряет достоинства, он может обойтись и без этого ["Если] человек не имеет бога — для сильного потери [в том]нет").
В целом В.Емельянов выделил из пословиц такие признаки шумерского мировоззрения, как: представление о ценности и о ценном, стабильные категории бытия и отсутствие диалектического мышления, неразделенность души и тела, представление о достоинстве человека, понимание правды и мудрости как этических категорий, неприятие смерти и при этом полное отсутствие идеи небытия (загробного мира). В. Емельянов пишет:
«Европейская философия много столетий решала вопрос о том, что первично — идея или материя. Так вот, этот вопрос еще никто не ставил в когнитивном плане. И через шумерские пословицы оказывается возможно его поставить. Итак, что же мы видим? В шумерских пословицах есть оппозиции, но нет диалектики и нет понимания материальности мира. Например, есть жизнь и смерть, но нет бытия и небытия. Смерть — это такая же форма жизни, только внизу, под землей, и гораздо менее радостная. Человек не делится на тело и душу».
В конце своего исследования В.Емельянов пишет:
«Таким образом, можно обнаружить в шумерских пословицах такие черты картины мира, присущей обитателям южной Месопотамии в конце III — начале II тыс. до н.э., как:
1. Представление о ценности и ценном.
2. Стабильные и неизменные категории бытия, без всяких признаков диалектического мышления.
3. Идеалистическая концепция МЕ как предвечных потенций бытия, которым у шумеров не противостоит материя или субстанция.
4. Оппозиция МЕ как яркого горения вещи и na (Ничто) как результата ее горения.
(Поясним здесь относительно МЕ, что по представлениям шумеров боги владеют безличными силами МЕ, на основе которых возникают ритуалы, поддерживающиемировой порядок и жизнь)
5. Отсутствие дуализма души и тела.
6. Предпочтение цивилизации и персонального развития первоначальному состоянию субъекта (в частности, предпочтение пива как результата оседлой жизни кочевью, личного бога —судьбе и матери).
7. Представление о достоинстве человека.
8. Понимание правды и мудрости как этических категорий.
9. Радикальное неприятие смерти при полном отсутствии идеи небытия.»
Выводы я пока делать не буду… но как-то уж очень простовато выглядит внутренний мир «среднего шумера»… Впрочем, судите сами. Вот ещё ряд пословиц и поговорок из статьи В. Емельянова:
- Судьба как собака — горазда кусаться. Как грязная одежда, она ко мне липнет
- Правдивый человек дом строит, лживый — разрушает.
- Пока живешь, не увеличивай зла ложью. (Иначе) на долю тебе выпадет унижение
- Разум человека — территория бога.
- Сердце не знает расчета — сердце мудрость имеет
- Сила не может сравниться с мудростью.
- Счастлив разум — счастлив бог
- Быть богатым (и) требовать еще больше — мерзость (для) всех богов.
- Человек высокий до Неба не достанет,Человек широкий Землю не закроет
Но известен и более полный текст этой пословицы:
- Человек высокий рукой до Неба не достанет,Человек широкий взором землю не охватит,Человек могучий не займет всё ложе, (Но) ты, подобно буре ревущий, Льву подобно, себя утвердишь.
***
Подробнее смотрите в статье В. Емельянова «Религия и философия в шумерских пословицах»