Могут ли сохраниться до наших дней траншеи прорытые почти 80-лет назад? А если они сейчас в черте большого города? Ямы и ямы, что на них внимание обращать. По архивным картам раскрываю для себя и делюсь с вами историей прифронтового города, который был тыловой базой Сталинградской битвы.
Стратегический план нападения Германии на СССР «Барбаросса» предусматривал выход фашистских войск к осени 1941 года на линию Волга – Белое море. Знал ли об этом или нет Председатель ГКО, но ещё до начала «Московской паники» (16 октября 1941 года) Государственный комитет обороны 13 октября принял решение о строительстве по линии Волги системы оборонительных сооружений. В Саратове решено было построить обвод, примкнутый флангами к Волге, городской рубеж и несколько отсечных позиций. Отдельно возводился удаленный оборонительный рубеж по реке Медведица. Всего за годы войны в области было проложено около 610 км оборонительных линий.
В 2020 году Саратову присвоили почетное звание «Город трудовой доблести», по этому поводу много трубили о производстве продукции оборонных предприятий, работе эвакуационных госпиталей, прокладке первого в стране газопровода Саратов-Москва, левобережной железнодорожной линии Саратов-Сталинград. А вот о рытье противотанковых рвов почти ничего не сказали. Странная ситуация, это не то чтобы раньше все об этом знали, а вот молодежь забыла. Я специально проверял по публикациям в библиотеке. В новых изданиях про это пишут, а в старых сборниках «область во время войны» краткое упоминание.
Кратко сформулирую ситуацию. В 1941 году в Саратовской области было отмобилизовано на фронт более 300 тысяч мужчин. Основу призывников составляли сельские жители. Рабочих оборонных заводов просто так не отпускали, хотя добровольцами на фронт рвались многие. В колхозах остались старики, женщины и дети. Мобилизации подлежала значительная часть тракторов и тягловая сила – лошадки. Урожай в 1941 году выдался знатный. Его ещё нужно было кому-то убрать. Женщины старались, как могли успеть убрать до зимы. И тут в октябре приходит распоряжение отмобилизовать почти 100 тысяч человек на рытьё противотанковых рвов. Значительная часть урожая 1941 года ушла под снег.
Кто рыл окопы, в справочниках пишут гендерно-нейтрально: колхозники, студенты, служащие. Первый этап строительства велся, пока шла битва за Москву, с октября 1941 по январь 1942 года. Осень была дождливой, а зима лютой, как можно прочитать об этом в воспоминаниях. Кирка и лопата, вот и весь инструментарий по извлечению миллиона кубометров мерзлого грунта. Женщин отпустили по домам, когда стало понятно, что Москва спасена и с этой стороны враг не придет, а там уже и весна, поля нужно засевать. Прорыв гитлеровцев летом 1942 года к Сталинграду, что совсем не далеко, привел к началу второго этапа достройки оборонительных линий. С сентября 1942 по февраль 1943 года 20000 жительниц области участвовали в укреплении родных рубежей.
Весь год, пока шла компания по присвоению Саратову звания «Город трудовой доблести», рассказывали о героях тыла, но в их числе не было землекопов. Задавал разным людям вопросы, и в награду за настойчивость мне показали карту Саратовского оборонительного обвода. Я сопоставил эти данные с современной картой и «обана!», оказалось, что эти рубежи у меня под ногами. Это всё сейчас в черте города. По некоторым узлам сопротивления я с детства гулял, и на вопрос: «Что это?», - мне так и отвечали: «Окопы». Думал шутка, сколько лет уже прошло после войны.
Многие траншеи были прорыты там, где сейчас поля, фермы или дачные поселки. В одном из таких поселков я проводил лето, бродя по окрестностям. Там ничего не было, следы хозяйственной деятельности человека скрыли следы войны. Всё перепахано и засажено деревьями.
Как мне недавно рассказали, на территории природного парка «Кумысная поляна», примыкавшей к автотрассе Саратов-Сталинград в войну была очень высокая концентрация воинских частей. Части формировались, обучались и отправлялись на Сталинградский фронт. Им отводись роль оборонять Саратов, если на фронте что-то пойдет не лучшим образом.
Решил тут попытать счастье «Красного следопыта». Выбрал участок оборонной линии, который сейчас покрыт молодым лесом, посаженным после войны, но там нет и не было дачных участков. Лесок был зажат между дачами, но эту землю никогда не перепахивали.
Это можно принять за окоп, но не за противотанковый ров. За 80-лет, прошедших с момента когда начали рыть, немое свидетельство войны сохранилось в месте, где её к счастью никогда не было.
Я готов поверить, что это не окоп вовсе, а электрический кабель кто-то прокладывал, да передумал и забросил дело. Однако, эта тема мне оказалась такой близкой, что хочется верить, что это именно оно.