Давно уже не секрет, что система образования в России давно устарела. Та самая хваленая советская беспреткновенная, выверенная до мелочей структура давно уже не актуальна и даже вредна. Но наше великолепное правительство, абсолютно прекрасное министерство образования и большой пласт поколения 40+ так не считает. В данной статье хотелось бы подбросить немного фактов и, соответственно, дров в костер пылающей ненависти этому «творению богов».
Сначала хотелось бы упомянуть про самих учителей – костяк всей системы и движущую ее силу.
Как все мы понимаем, залог хорошо выполняемой работы – не только энтузиазм, но и высокая зарплата.
Что же предлагает современным учителям дражайшая система в плане оплаты их отнюдь нелегкого труда?
Ищем зарплату московских светочей знаний: усредненный показатель – 59-116 тысяч рублей по данным Яндекс.Дзен и РИА новости, все более чем прекрасно и справедливо.
Но стоит выехать за МКАД, и мы видим прекрасную статистику – 80% учителей имеют оклад ниже МРОТ – 12130 рублей.
Напоминаю: в обязанности учителя входит не только объяснение темы в большинстве случаев классу из 25+ учеников( в котором, скорее всего, будет ученик с особенностями развития, за обучение которого, конечно же, не доплачивают), но и проверка домашних заданий, контрольных и самостоятельных работ, заполнение формуляров и документов, заполнение электронного и классического – бумажного журнала, объяснение темы отстающим ученикам после уроков и или дополнительные внеурочные занятия за мизерную доплату…
Исходя из последних новостных скандалов можно еще добавить, что в обязанности учителя входит 24/7 быть примером подражания, не иметь личной жизни, хобби и базовых потребностей, а так же лучше не выказывать отношения к какому-либо полу.
Возможно ли любить свою работу, отдавать всю свою душу детям при таком дьявольском соотношении цены и желаемых услуг? Да, но возможно для единиц, а не для всех выпускников педагогических вузов.
О каком уважении к учителям мы можем говорить, когда заставляем их работать практически в рабских условиях?!
И еще один вопрос. Зачастую дети жестоки. Многих травили в школе, кого-то избивали, а чье-то имущество портили. Скольким из таких ребят помог учитель или руководство школы? Кому из хулиганов уделили нужное «внимание»: провели беседу, назначили занятия с психологом, поставили на учет в детскую комнату милиции?
На логичный вопрос «А как это вообще относится к нагрузке?» я отвечу: у одних учителей нет времени замечать, у вторых нет сил замечать, у третьих нет сил на последствия.
К слову о педагогических вузах. Средние баллы – 38- 70 по регионам и 43-77 в Москве на бюджет, на платную основу и того ниже.
Проходные баллы одни из самых низких по стране, ниже лишь творческие специальности и уже теряющие свою актуальность профессии. Не секрет, что многие абитуриенты выбирают педагогику как свое дальнейшее призвание именно из-за этого, а кто-то после «заваленной» сессии на другом факультете успешно переводится на специальность «педагогическое образование».
Как правило, такой механизм очень удобен для системы. Зарплата нищенская? А что ты хотел, поступить проще простого да и учиться, получается, тоже. Нужно буквально заменить собой целый штат сотрудников? Так зато поступить легко!
Да, отнюдь не все ступают на этот нелегкий путь из-за низких проходных или несданной сессии, но процент таковых действительно велик.
Небольшое лирическое отступление: а проверяют ли учителей на психическое здоровье?
Ответ: зачастую – нет. А как может психически нездоровый человек дать что-то полезное детям? Как он повлияет на их собственную, несформировавшуюся(!) психику?
Над сколькими из вас издевались учителя? Может над кем-то даже организовывали травлю. Сколько раз на вас повышали голос и или обзывали? Только отвечайте честно.
Как ребенок будет тянуться к знаниям и получать их, если этому препятствует сам учитель?
Как правило в преподаватели идут сразу после университета.
Сейчас я говорю больше про университеты, но к школам это тоже относится.
Чему может научить будущих журналистов человек, который сам не является профессионалом в этой области? А лингвист, не проживший и года в стране( как правило даже не говоривший с носителями), язык которой преподает? Этот список можно продолжать бесконечно.
Думаю, специальность и даже предмет должны преподавать действительные профессионалы, а не вчерашние студенты.
Не менее важный вопрос – сам преподаваемый материал.
В умы юного поколения старательно вливают тонны разнообразной информации – от тонкостей языка до астрофизики. Отдельного внимания стоят предметы «для общего развития»: физическая культура, изобразительное искусство, музыка, основы религии, краеведение… Но на логичный вопрос – «А зачем?» ответы у всех разные. Кто-то считает это ценнейшими знаниями, кто-то же ворохом бесполезной информации. И ведь правда: хоть это и довольно разносторонняя программа, но ведь 90% информации бесполезны…
Да, на образовавшиеся нейронные связи можно наслоить множество новых знаний, но ведь это безумно нудный формат! Минимум 6 часов - не побоюсь этого слова – лекций ежедневно! И ведь это не выбор самих детей и даже не по-настоящему осознанный выбор родителей… Обучение построено таким образом, что преподается все это действительно нудно, к учебникам обращаться нет смысла – там все равно не намного интереснее, дети учат(зубрят) эти массивы информации из-под палки, с мыслью о плохих оценках и сопутствующих жестоких упреков учителей и даже родителей…
Дети зачастую лишены практических опытов и наблюдений, научных исследований, что предлагает нам европейское образование. То есть, школа практически не способствует интересному усвоению информации.
Есть еще один весьма интересный момент – действительно актуальная информация. Никто не рассказывает о финансовых мошенниках, оплате ЖКХ, штрафов, налогов, электронной записи к врачу, займах, поиске работы… А ведь это намного более актуальная и 100% используемая информация, чем, да простит меня Афина, тригонометрические формулы или законы селекции.
Получается, ученики тратят 11 лет жизни на практически бесполезное и жутко деструктивное мероприятие? Получается так.
Ладно школа, это все-таки общеобразовательное учреждение, но вот университет – обитель практических знаний и гарантия будущей профессии.
На первых курсах у всех повально философия, которая, например, уж точно не профильный предмет у физиков-ядерщиков, и на протяжении всего обучения, также у всех, - физическая культура, от которой зависит стипендия и из-за долгов по которой даже могут исключить. Я уже не буду говорить про предметы опять же «для общего развития» для конкретных специальностей.
По рассказам сотен и тысяч студентов можно судить, что преподаватели как раз-таки по непрофильным предметам намного жестче спрашивают и заставляют практически идеально знать предмет!
А ведь всем нам когда-то казалось, что университет – эссенция полезной профильной информации!
А теперь поговорим о государственных экзаменах.
Сначала стоит обмолвиться о подготовительном этапе.
Мне кажется, что у любого выпускника имеется своя история запугиваний. «Да вы тупые, ничего не сдадите!», «Вы самый плохой класс в моей практике!», «Куда тебе физику сдавать, у тебя одни тройки, я тебя не допущу.» и многое другое.
По большей части страх перед экзаменом создает вот эта вот прекрасная аура, создаваемая учителями, родителями и в целом всеми, кто причастен к этой системе. Осознание того, что вся твоя дальнейшая жизнь зависит от этого пресловутого экзамена, постоянные страшилки от учителей, нервозность родителей… После такого и простой партии в шашки со ставкой в пару конфет бояться будешь.
Теперь поговорим об огромных деньгах, которые ежегодно родители учеников вливают в репетиторов лишь бы их чадо сдало экзамен. Это опять же говорит о бесполезности системы. Даже полное следование ее правилам не дает гарантии отличного подведения итогов пребывания ее узником. Тогда смысл каждый день минимум 6 часов 6 дней в неделю сидеть в коробке с тысячей таких же людей, потом тратя от 2 часов на выполнение домашнего задания, если в итоге все равно приходится прибегать к помощи иносторонних сил?
Ну а сейчас предлагаю вспомнить сам экзамен.
Фееричная лотерея, при упоминании которой даже учителя и репетиторы разводят руками. ЕГЭ2020 по химии с прекрасными заданиями не по шаблону, над которыми ученики должны думать сами, к которым система их не готовит.
А как система может требовать то, чего не дает? Если всю сознательную жизнь тебя готовят к нескольким типажам задач, откуда тебе уметь решать что-то другое?
А прекрасная ситуация с ручкой, купленной в разделе «Все для ЕГЭ»? Опять же 2020 год. Как думаете, насколько волнуется ребенок, сдающий профильную математику, один из самых сложных предметов? 3 часа 55 минут самого экзамена и годы судорожной подготовки. И на тебе: какая-то ручка рушит все это. Чудесно, не так ли?
Про поступление в университеты.
А видели ли вы проходные баллы, растущие с каждым годом? А мизерное количество бюджетных мест? Даже если ты не покладая рук готовишься к ЕГЭ есть огромный шанс не поступить в желаемый вуз. К слову, поступать на платную основу даже не в самые хорошие вузы довольно дорого. Зачастую, этого просто не может себе позволить среднестатистическая семья при зарплате даже у обоих ее членов в 30000, являющихся средней по России.
Следующий момент. Чуть ли не все вузы предпочтут студентов других национальностей или инвалидов «обычным» абитуриентам даже при меньших баллах, ради статуса многонационального вуза. Я не хочу сказать, что это плохо, всего- лишь доношу, что при таком раскладе у среднестатистического выпускника поступить в университет мечты шансы стремительно падают.
Так же не стоит забывать о проблеме устройства на работу сразу после выпуска из университета.
Эту проблему легко можно решить целевым направлением, как и предыдущую, но тут есть свои подводные камни в виде сложности карьерного роста и привязки к одному месту работы и должности на внушительный срок. Но, как правило целевых мест довольно мало, так что это не глобальный вариант.
Сейчас хотелось бы поговорить об отсутствии практически во всех высших учебных заведениях программ трудоустройства и извечное «нам нужен опыт работы от 2 лет» работодателей. Опять же, кто-то решает эту проблему устройством на работу в данной сфере на низшие должности или около нее, но это может сработать с ограниченным числом специальностей.
Зачастую, даже красный диплом никого на рынке труда интересует, всем нужен опыт работы, о возможностях получения которого никто даже не заикается.
Вот мы и получаем инженеров у прилавков макдональдса и лингвистов, подметающих пол в закусочной.
Думаю, все вышеперечисленное говорит только о том, что великая и непревзойденная система бесплатного российского образования давно устарела, является вредной и бесполезной для современных учеников. Она отнимает огромные отрезки жизни, деньги родителей и нервы детей. Давно уже эта адская машина заточена лишь под навязывание шаблонного мышления ее последователям в угоду власти и ни под что более. Да, это рабочие места для учителей, возможность освободить свое время для родителей, удобный институт «стадного мышления» для государства, но для целевой аудитории всего этого действа лишь тюрьма.