Эпоха коронавируса перераспределила финансовые потоки во всем мире. Резкое изменение образа жизни миллионами людей спровоцировало рост цен на одни товары и падение - на другие. Для России одним из логичных продолжений мирового кризиса стало очередное ослабление курса рубля.
Рост цен и на что увеличился спрос
В самом начале пандемии маркетологи отметили взрывной рост спроса на товары первой необходимости: крупы, овощи, консервы, средства гигиены. По прошествии первых недель карантина возросла востребованность онлайн-услуг: фитнес-тренировок, курсов иностранных языков, уроков кулинарии и развивающих занятий для детей. Вслед за этим настала очередь товаров для спорта: беговых дорожек, степперов и сопутствующих товаров. Напуганные болезнью люди массово стали бросать курить - это повлекло рост спроса на средства от никотиновой зависимости.
Стремление заедать стресс также дало свои плоды: увеличился спрос на шоколад и его производные, слабоалкогольные напитки и снеки. Население стало проводить у телевизора еще больше времени: популярность онлайн-кинотеатров выросла в 4 раза.
Популярность бытовой техники для хранения продуктов и кулинарии взлетела до небес: подорожали и стали дефицитными хлебопечки, мультиварки, морозильные лари и холодильники. Чтобы как можно реже выходить из дома, люди предпочли выпекать хлебобулочные изделия самостоятельно.
Падение курса рубля
Следующие товары растут в цене и остаются крайне востребованы:
- детская одежда и обувь;
- бытовая техника;
- компьютеры и комплектующие;
- медикаменты;
- жилая и загородная недвижимость низшего ценового сегмента.
Рост цен на мелкую электронику, в том числе смартфонов, пока сдерживается наличием на складах запасов техники прошлых поставок, однако, после того, как они будут исчерпаны, рост цен прогнозируется на уровне 20-25%.
Цены на продукты питания так сильно не вырастут: программа импортозамещения дала первые результаты, благодаря чему многие позиции производятся внутри страны и не столь сильно зависят от курса валют.
В ближайшей перспективе ожидается рост цен на автомобили. Подорожание до 10% коснется в первую очередь машин, собираемых за рубежом. Но и отечественный автопром завязан на импортные материалы и оборудование, платить за которые вынужден в твердой валюте.
И как всегда в кризисных ситуациях, россиян ждут росты тарифов на транспорт, услуги ЖКХ и другие бытовые услуги.
На фоне падения национальной валюты особенно важно анализировать ситуацию на внутреннем рынке. Сейчас это сделать довольно легко: в условиях карантина население ведет себя абсолютно предсказуемо.