Найти в Дзене
Тик в Такт

Как песня «ГОП-стоп» передаёт литературное наследие Исаака Бабеля?

Как песня «ГОП-стоп» передаёт литературное наследие Исаака Бабеля?

«Гоп-стоп, мы подошли из-за угла», — эту песню угадает с первых нот и доктор наук, и таксист, и школьник.

Стоит ли фыркать раньше времени? Не думаю) Об этом мне недавно рассказали местные литераторы.

Оказывается, Розенбаум вырос в приличной семье, не скитался в детстве по блатным компаниям, и вообще прекрасно отучился на врача.

На «гоп-стоп» его вдохновили «Одесские рассказы» Бабеля: под впечатлением от мастерства писателя и его харизматичного персонажа-преступника Бени Крика, Розенбаум и напишет свои песни. Музыкальные иллюстрации к этим рассказам, можно сказать.

Кстати, творчество писателя оценивали Ильф, Петров, Паустовский, Борхес и Хемингуэй.

Но вернёмся к песне. Что такое «гоп», стоп и всё это вместе?

«ГОП» это аббревиатура: городское общество призора. В конце XIX века так называлось место, куда доставляли беспризорных детей и подростков, мелких воришек и хулиганов.

Призор = забота, попечение.

После революции ГОП переименовали в «Государственное общежитие пролетариата», самую крупную в Ленинграде ночлежку с совершенно, хм, разношерстной публикой.

Образ этого заведения отлично дополняется словарём Даля. Здесь «гоп» означает прыжок/скачок. (Помните пословицу: Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь?).

Так и здесь: сомнительные лица внезапно появляются/напрыгивают из ниоткуда («мы подошли из-за угла»). И останавливают ничего не подозревающую жертву. Стоп 🤚

Интересно? По мне, так очень. Вообще, во многих «блатных» и не слишком песнях заложена литературная основа.

Вот вам пример: «свеча горела на столе». О чём она на самом деле? Что за свеча? По-настоящему поймут только те, кто читал «Доктор Живаго».

Вообще, очень интересно разбирать «музыку народа» и фольклор. В ней скрывается куда больше, чем кажется на первый взгляд)