KREATOR “Endorama”
В конце 90-х годов минувшего века вещало в моем родном городе «Радио 101». И была на нем вечерняя программа «Кузница», вел которую загадочный Данила-Мастер (в миру Данила Силевёрстов). Именно на заветной чистоте 101.2 МГц в строго назначенный день и час отечественные металхэды и им сочувствующие из разных городов систематически получали реальную и достаточно редкую возможность узнать о последних новинках тяжелой музыки. А некоторые слушатели, в том числе и я, записывали транслируемые метал-композиции на аудиокассету, чтобы прослушивать «выловленные» новинки бесконечное число раз. По крайней мере, до следующего эфира. Такие были времена!
В одной из этих программ как раз и была впервые услышана мною композиция «Golden Age» до той поры неизвестной лично мне группы KREATOR (он же «Креатор», он же «Создатель»). И… это был сильнейший музыкальный шок и настоящая меломанская любовь с первого взгляда. Композиция моментально засела в голове и, кто бы мог тогда подумать, что не выйдет из нее до сих пор. Равно как и весь альбом «Endorama», который эта самая композиция открывает. А прошло, между прочим, уже более 20 лет.
Кстати, свежайший на тот момент альбом Данила-Мастер прокомментировал тогда примерно так: «Все предыдущее творчество Креатора совершенно не походит на то, что они в этом году наваяли» (ну или типа того; смысл, в любом случае, примерно таков). Еще пара-тройка композиций, поставленных в следующих эфирах (если не изменяет память, среди них были «Future King» и «Pandemonium»), окончательно сгенерировали во мне твердое намерение найти этот альбом во что бы то ни стало!
И нашёл! Далее последовала череда смены различных аудионосителей по мере продвижения технического прогресса и, соответственно, появления новых возможностей. Впервые (т.е. непосредственно в год выхода) альбом «Endorama» был приобретен мною в ближайшем ларьке на аудиокассете. Кассета была пиратской (каюсь!), но других вариантов местный рынок аудиозаписей тогда не предлагал. В сторону компакт-дисков я в те годы вообще не глядел, поскольку слушать их было не на чем. Скачать в Интернете? Да вы, наверное, шутите! Про существование виртуального информационного пространства знали в те годы только посвященные, а собственными глазами сию буржуйскую диковинку вообще никто из моих знакомых не видал.
Надо ли писать о том, что альбом «Endorama» вставил меня не по-детски? Тут все вполне очевидно, иначе этой статьи не появилось бы на свет в принципе. Кассета, пребывавшая в перманентно жесткой ротации, была заслушана буквально до дыр. А тем временем наступил новый век, и уже успела минуть пара лет нового тысячелетия. Став счастливым обладателем музыкального центра с возможностью (о, чудо!) проигрывать компакт-диски, было принято очередное твердое решение: купить альбом «Endorama» на этом самом ультра-инновационном кругло-зеркальном носителе. Сказано – сделано! Так в моей фонотеке появился CD «Endorama». Да, снова пиратский (каюсь дважды!). Интернет к тому моменту уже входил в жизненный уклад народных масс, но как-то очень потихоньку. Товары онлайн еще никто не заказывал, а потому все по-прежнему пользовались старыми проверенными способами. Лично я приобрел сей компакт с рук на меломанской «толкучке».
Благодаря этому CD я наконец-то узрел, что же именно изображено на оригинальной обложке альбома. Аудиокассета, доставлявшая аудиальное удовольствие долгие годы, была укомплектована невразумительной вкладкой фиолетового цвета, где были просто указаны названия песен (и на том спасибо), а также имелась картинка (возможно, из того самого загадочного Интернета), которая не имела к альбому «Endorama» совершенно никакого отношения. И снова началась череда прослушивания убойных и вместе с тем довольно атмосферных композиций, выученных буквально наизусть, но по-прежнему совершенно не надоедавших.
Пиратский диск слушался и слушался до того светлого момента, когда онлайн шопинг наконец-то стал массовой тенденцией, да и звеняще-шуршащих средств моих в карманах немного поприбавилось. Последнее произошло в связи с логичным переходом от статуса нищего студента к суровым трудовым будням молодого выпускника, совершенно самостоятельно зарабатывающего себе на жизнь. На сих радостях был приобретен фирменный (ну наконец-то!) CD «Endorama» - made in Germany и, между прочим, первопресс (те, кто в коллекционерской теме, глотают завистливую слюну, а те, кто нет, непонимающе жмут плечами и читают дальше). К слову, этот диск и сегодня является истинным украшением моей личной коллекции CD.
Итак, чем же так хорош, необычен и уникален релиз «Endorama», коим я не перестаю бредить вот уже третий десяток лет? По сути, это самый экспериментальный альбом KREATORа. Определённые стилистические предпосылки к нему уже отчетливо проглядывались на предшественнике «Outcast», а тонкий, едва уловимый шлейф продолжил тянуться на последующем полноформатнике «Violent Revolution».
Композиции альбома – это органичная смесь ураганного трэш-металла (коим KREATOR, собственно, и завоевал мировую популярность, обретя почетный статус легенды немецкого трэша) и отчетливой мелодики с вкраплениями электроники, от чего наряду с мощным напором веет меланхолией и помпезной готической тоской. Каждая песня имеет собственное лицо, но при этом является неотъемлемой частью общего скрупулёзно выверенного музыкального полотна. Многогранность, эклектика и хитовость здесь проявлены в лучшем виде.
Вокал Милле Петроцца, бессменного фронт-мэна группы, здесь тоже весьма разнообразен, варьируясь от фирменного агрессивного скрежета до глубоких томных вокализов. Кстати, под это дело Милле даже специально брал уроки пения, что довольно необычно, учитывая большой студийный и концертный опыт, и лишний раз доказывает наличие сильного желания достичь в начатом деле совершенства.
Еще больше готики в релиз «Endorama» добавляет участие в заглавной песне широко известного Тило Вольффа (в простонародии Толика Волкова) – лидера швейцарской группы LACRIMOSA. Как заявил в одном из многочисленных интервью тех лет сам маэстро Тило, «(Милле) любит готическую музыку», а потому захотел, чтобы в записи столь экспериментального творения принял участие «человек непосредственно из среды готов». Один телефонный звонок от Милле – и Вольф без раздумий «согласился с радостью» на поступившее предложение.
Кстати, Тило является истинным олицетворением внеземной готики не только в музыкальном и визуальном аспекте. Наряду с невероятно успешной карьерой на «тёмной сцене» Вольфф также имеет весьма уважаемый статус церковного священника и настоятеля в швейцарском городе Базель, где, собственно, и проживает. Да и вокалистка-клавишница LACRIMOSA Анне Нурми (в народе Наумова Анка) на церковном поприще тоже нашла себе вполне конкретное применение, став членом новоапостольского хора.
Разумеется, многих людей крайне удивляет подобное сочетание жизненных ориентиров. Однако, сам Тило считает готику и христианское мировоззрение тандемом вполне гармоничным. Что ж, очень может быть. Тем более, что главным архитектурным проявлением готики исторически являются именно христианские соборы, устремленные в небесную высь, но стоящие, тем не менее, на грешной земле. Так что Анне и Тило впору называть уже не Анкой и Толиком, а сестрой Анной и отцом Анатолием.
Впрочем, мы несколько отвлеклись. Пора возвратиться вновь к альбому «Endorama». Тем более, что сказано еще далеко не всё. На две композиции с этого релиза были сняты видеоклипы. Речь идет про «Chosen Few» и заглавную «Endorama». В последнем клипе маэстро Вольфф тоже поучаствовал. Видеоряд получился довольно лаконичным, но атмосферным. Визуальное дополнение в целом удалось.
Что любопытно, песни с альбома «Endorama» KREATOR на своих концертах практически не исполняет (причем, такая практика началась буквально сразу после релиза). То ли не вписываются они в общий сет-лист, то ли сложны для живого исполнения, то ли представляют собой лишь временное потемнение или, напротив, просветление Создателя - доподлинно неизвестно. В любом случае альбом удался на славу, и хочется надеяться на достойное продолжение этого смелого опыта, но без какого-либо повтора и самоплагиата.
О содержании каждой песни рассказывать бессмысленно. Как некогда сказал один из великих: «говорить о музыке – это все равно, что танцевать об архитектуре» (в данном случае готической). Музыку нужно слышать, чувствовать ее незримые вибрации и основательно вникать, погружаясь в эту аудио-пучину с головой.
P.S.
Оба видеоклипа и ещё одна достойная песня, не вошедшая в альбом «Endorama», изданы не только в виде бонусов на российском лицензионном диске от Art Music Group. Существует также официальный фирменный макси-сингл «Chosen Few», уже успевший стать коллекционной редкостью. Обладать ею вожделеет каждый истинный фанат группы KREATOR, которому не чужды физические аудио- и видеоносители.