Самыми боеспособными частями Красной Армии в годы Великой Отечественной Войны как правило были ударные и гвардейские армии. Ударные были усиленными соединениями, предназначенными для применения против сильнейших группировок противника и на важнейших направлениях. Гвардейские – доказали свою высокую боеспособность, стойко выполнив боевые задачи в самых сложных условиях. А в этой статье я подробно расскажу о самых боеспособных подразделениях РККА.
О необходимости создания и укрепления особо боеспособных подразделений генерал армии Жуков говорил в декабре 1940 года, на совещании высшего руководящего состава РККА:
«На решающих направлениях фронта нужно использовать ударные армии. Каждая из них должна располагать такими силами и средствами подавления, которые обеспечат оперативный прорыв фронта противника и надёжное преодоление всей глубины его обороны. В составе ударной армии – 4-5 стрелковых корпусов, до 7- 9 артиллерийских полков, артиллерию резерва, 3-5 танковых бригад, 2-3 авиадивизии. На вспомогательных направлениях – задействовать обычные армии, с более слабым составом вооружения и материально-технической базы»
Эти разумные планы получили конкретное воплощение только в ноябре 1941 года. Всего в составе РККА было сформировано 5 ударных армий. Каждая была создана на основе сильного соединения с безупречной репутацией. Однако ни о каком усиленном состоянии ударных армий первое время даже речи не было.
1-я ударная. От спасения Москвы в 41-м – до ликвидации Курляндского котла в мае 45-го
1-я ударная формировалась в ноябре 41-го в срочном порядке, на основе 19-й армии, которой с мая месяца командовал Иван Конев – будущий маршал, а в то время генерал-лейтенант. Это было отличное боевое соединение с большим опытом. Но – изрядно потрёпанное в боях и даже близко не имеющее того состава и той усиленной материально-технической базы, о которой говорил Жуков.
Первый командующий 1-й ударной – будущий Герой Советского Союза генерал Василий Кузнецов – оставил интересные воспоминания:
«Ну что, вы довольны назначением?», – спросил его Сталин в 41-м. «Доволен, только армия уж больно куцая… И какой дурак корпуса отменил!» – ответил Кузнецов.
Уже после Победы Сталин неожиданно вернулся к тому давнему разговору: «А помнишь, как ты меня в 41-м дураком назвал?..» Но, вопреки распространённому мнению о Сталине, никаких репрессий в отношении Кузнецова за его дерзкие слова не было.
А 1-я ударная добыла себе славу в контрнаступлении под Москвой (1941), в упорных боях на Северо-Западном фронте (1942-1943), в Ленинградско-Новгородской, Псковско-Островской, Тартуской и Рижской (1944) наступательных операциях. В 1945-м она блокировала и громила крупную группировку противника на Курляндском полуострове. Причём бои там шли вплоть до конца мая, даже когда Победа везде уже давно была отпразднована.
2-я ударная армия. От трагедии на Волховском фронте – до победоносного наступления в Пруссии
2-я ударная армия, сформированная 25 декабря 1941 года в срочном порядке на базе 26-й армии, тоже первое время существовала в довольно «куцем» виде и ударной была лишь по названию.
Это соединение известно всем в основном лишь трагедией весны-лета 1942 года, когда 2-я ударная попала в окружение на Волховском фронте и была разгромлена, а её командующий генерал Власов сдался в плен и стал впоследствии «предателем №1».
Тем не менее, 2-я ударная была сразу после той катастрофы в сжатые сроки воссоздана – на базе отличившейся я в боях 327-й стрелковой дивизии. Имея в своём составе всего две дивизии, она уже в сентябре 42-го была брошена в прорыв и понесла серьёзные потери в рамках неудачной Синявинской операции по снятию блокады Ленинграда.
Но в 1943-м это было уже мощное, хорошо укомплектованное соединение, которое внесло значительный вклад в успех операции «Искра», частично снявшей блокаду северной столицы.
В первых рядах спасителей Ленинграда 2-я ударная была и в 1944 году, когда операцией «Январский гром» («Нева-2») блокада была снята полностью. Далее это соединение РККА освобождало Нарву, Таллин, успешно наступало в Восточной Пруссии.
С декабря 1943-го по апрель 1946-го 2-й ударной командовал Герой Советского Союза генерал Иван Федюнинский. Золотую звезду он получил за Халгин-Гол.
Маршал Рокоссовский вспоминает в своих мемуарах, что это он посоветовал Сталину назначить командармом Федюнинского, уже оправившегося от тяжёлого ранения, полученного в операции «Искра».
«Рекомендуя его на крайне важный и ответственный участок фронта, я был уверен, что Иван Иванович – именно тот, кто требуется. И я в этом не ошибся»
3-я ударная армия. От кровопролитных боёв в Калининской и Новгородской областях – до знамени над рейхстагом
Знамя Победы над зданием Рейхстага водрузили бойцы 150-й стрелковой дивизии, которая входила в 3-ю ударную армию.
Этому триумфальному событию предшествовали годы участия в ключевых боевых операциях, где это военное соединение всякий раз оказывалось на острие атаки. Срочно сформированная 25 декабря 1941 года на основе 60-й армии, она ещё долго оставалась усиленной и ударной лишь на бумаге.
Тем не менее, даже в этом состоянии 3-я ударная решала важные стратегические задачи. В январе-феврале 1942-го – вместе с 4-й ударной атаковала врага на Северо-Западном фронте, на стыке групп армий «Север» и «Центр», в рамках Торопецко-Холмской операции. Бои были жестокими: в стрелковых полках 3-й ударной тогда оставалось всего по 200-300 человек.
Далее – успешная Великолукская операция, наступление на Невельском, Старорусском, Ржевском, Рижском направлениях. В конце ноября 1944 года, в Латвии, 3-я ударная была выведена в резерв Ставки, и в Висло-Одерскую операцию (конец января 1945-го) вступила уже хорошо оснащённой и укомплектованной.
Жуков поставил 3-ю ударную во второй эшелон. Она была призвана нарастить усилия в нужный момент и в направлении главного удара. Сначала армия шла вслед за наступавшими войсками, не принимая участия в боях, и вступила в дело лишь тогда, когда до Берлина оставалось около 100 км. Несмотря на ожесточённое сопротивление противника, остановить наступление победителей было уже невозможно.
После войны 3-я ударная (с 1954 года – 3-я общевойсковая) армия стояла на территории ГДР и была, по мнению маршала Якубовского, «самая большая, мощная и грозная армия в мире, а по количеству танков вообще не имеющей аналогов». Расформирована она была лишь в 1990 году.
4-я ударная армия. От контрнаступления под Москвой – до освобождения Литвы
4-ю ударную армию сформировали на основе 27-й армии 25 декабря 1941 года, под началом генерала Андрея Ерёменко, будущего маршала Советского Союза. Соединение приняло участие в победном контрнаступлении под Москвой, а затем добилось значительных успехов в зимнем наступлении 1942-го года в Калининской области.
Оборонительные рубежи немцев были прорваны, врага отбросили на 250 км, отбив у него несколько городов. Ерёменко получил тяжёлое ранение и надолго выбыл из строя, передав армию другому будущему маршалу – Филиппу Голикову.
В дальнейшем 4-я ударная была на острие атаки в Невельской, Городокской (1943), Витебской и Полоцкой (1944) наступательных операциях. Во второй половине 1944-го – занимала Латвию в ходе Режицко-Двинской, Рижской и Мемельской операций.
В январе-феврале 1945-го 4-я ударная поставила точку в освобождении Литвы, своими силами с частями усиления проведя фронтовую наступательную операцию по разгрому немецкой группировки в районе Клайпеды (Мемеля) и штурмом взяла этот город. В её составе была и национальная 16-я Литовская стрелковая дивизия.
5-я ударная армия. От Сталинградской битвы – до принятия акта о безоговорочной капитуляции Германии
5-я ударная армия была основана годом позже – в декабре 1942 года, на основе 10-й резервной армии, и сразу же брошена под Сталинград, для участия в операции «Уран».
Далее соединение использовали в Ростовской, Донбасской стратегической, Мелитопольской наступательных операциях (1943); Ясско-Кишинёвской операции (1944) – в седьмом из «Десяти сталинских ударов».
О том, что писали немецкие спецназовцы о боях с подразделениями РККА, можно читать здесь.
После разгрома немецко-румынских войск 5-я ударная была переброшена на 1-й Белорусский фронт. В его составе она приняла участие в Висло-Одерской наступательной операции, захвату и расширению Кюстринского плацдарма и, наконец, в Берлинской наступательной операции.
Генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель подписывал акт о безоговорочной капитуляции Вермахта именно в штабе 5-й ударной армии. За день до этого, 7 мая 1945 года, сводный полк 248-й стрелковой дивизии 5-й ударной армии, штурмовавшей Берлин, маршировал на Параде Победы союзнических войск СССР, США, Великобритании и Франции у Бранденбургских ворот столицы Третьего рейха.
Неожиданное продолжение история ударных соединений получила в наше время. Российское Министерство обороны заявило о намерении вернуть такое наименование в обиход. Уже введено в действие специальное Положение, по которому комиссия Мин обороны будет присваивать статус «ударных» наиболее боеспособным подразделениям Российской армии. Но вот будет это всё только на бумаге.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки , подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !
Подписывайтесь на канал "Две войны " в телеграмм
А теперь вопрос читателям: