Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Кунгурский
Исповедь – долг христианина. Многие не исполняют его годами. И умирают без покаяния. Где причина этого? Причина – боязнь самого себя. Очень часто бывает, что человек не любит оставаться наедине. Пока в людях, пока дело, – ничего. Но как один – скучно, тяжело, хочется развлечений, тянет куда-то.
Не хочется и страшно смотреть внутрь себя, потому что неизвестно еще, что там найдешь. Это – тип рассеянных, несосредоточенных, легкомысленных людей, у которых рассеяние, развлечение, самозабвение, уход от самих себя – пища и питие, воздух, стихия.
А между тем так важно сосредоточение сил на чем-нибудь одном и важнейшем в себе! Сосредоточение солнечных лучей, обычно рассеянных, в одну точку через выпуклое стекло делает это стекло зажигательным. Сосредоточение духовных сил на одной высшей точке в себе самом даст огромную силу. Смотреть в самого себя все равно, что смотреть в зеркало. Зеркало отражает в нас отрицательное и положительное в лице, в одежде и даже в душе, поскольку лицо ость зеркало души. Наше Я, совесть наша более или менее полно отражает нашу душу. А есть еще зеркало, которое ярче самой совести отражает наше духовное бытие.
В беседе с людьми умными и образованными мы сознаем свое невежество. В общении с Богом мы сознаем свое ничтожество и свою греховность, ибо знаем, что наше назначение: «будьте святы и совершенны, как свят и совершенен Отец ваш Небесный».
Вот этого зеркала и боится грешный человек, боится в Боге, в совести увидеть свою греховность, мерзостность, косность, леность, порочность, а потому бежит от Бога и от всего, что о Нем напоминает, бежит и от исповеди.
Ясно значение исповеди, как средства самосознания и побуждения к совершенствованию. Это высокое значение исповеди обязывает к ней готовиться. Нужно не дожидаться вопросов духовника, а самому излагать болезни души, как при болезнях тела мы сами все наблюдаем в истории, ходе и обстоятельствах болезни и сами рассказываем врачу.
8 января 1917 года