Найти в Дзене

Апрельский выход на Лагонаки (Часть 3)

Где-то вдалеке слышалась гроза. Было ясно, что нужно спешить. Прошли еще пару сотен метров через лес и, в конце концов, перед нами раскинулось безлесное пространство – довольно широкая поляна, по форме напоминающая круг. Несомненно, это была вторая Ивановская поляна, согласно описаниям на различных сайтах, там должен был находиться балаган. Мы около десяти минут гуляли по лугу, глазами выискивая постройки. Только у самого края поляны нам неожиданно встретился замечательный приют с солнечной батареей снаружи! Дома никого не оказалось – тем для нас и лучше. Внутри были просто хоромы: кухня и большой вместительный зал, где стояло целых пять кроватей, причем, все они были двуспальными. В домике мы смогли немного поесть, затем легли спать. Следует отметить, что ночью мне довелось проснуться, оттого что кто-то на меня запрыгнул и пытался вылизывать меня языком – как оказалось, дома был черный кошак.

Комната
Комната
Кухня
Кухня

В планах у нас не было восхождения на Безымянный хребет, но рано утром в шесть часов, я проснулся, и осознав,что спать больше не хочется, решил попытать удачу. Мой напарник был еще крайне сонным и потому отказался меня сопровождать на гору Зауда, пришлось пойти туда самому.

Балаган
Балаган
Постоянный жилец
Постоянный жилец

Около домика я быстро разыскал родник (и колодец), набрал воды и пошел по дороге в сторону Безымянного хребта.

Родник
Родник

Надо сказать, что в самом начале подъема я увидел палатку, но ее хозяева еще, спали. Стремительно взобравшись на гребень по старой каменистой дороге, далее я повернул направо и, преодолев крутоватый участок подъема через лес, вышел к поляне на самой вершине и остановился у триангулятора.

Вершина горы Зауда (1539 м)
Вершина горы Зауда (1539 м)
Дорога у вершины
Дорога у вершины

Домик остался на двести метров ниже. С вершины Зауды (1539 метров) открывались замечательные виды на Лаганакский хребет, и даже было немного видно Нагой-Чук, с другой стороны показывал себя Гуамский хребет, а прямо подо мной вырисовывался круг Ивановской поляны.

Вид на Лагонакский хребет и Нагой-Чук
Вид на Лагонакский хребет и Нагой-Чук
Вид на Вторую Ивановскую поляну
Вид на Вторую Ивановскую поляну

Кроме домика, где мы ночевали, с вершины было видно еще несколько строений, например, что-то вроде загона для скота.

Под вершиной
Под вершиной
Гора Зауда
Гора Зауда

Вернувшись в домик, сделал несколько фотоснимков внутри и снаружи.

Балаган с другого ракурса
Балаган с другого ракурса
Бывший загон для скота
Бывший загон для скота

А немного после вместе с товарищем мы собрали вещи и чтобы не засиживаться до наступления жуткой жары, отправились дальше, рассчитывая уже к полудню быть в Гуамке. Оставив слева поворот на Зауду, мы пошли в сторону первой Ивановской поляны. На пути почти не было признаков леса, кругом были травы и кустарники с небольшими лесными зарослями.

Дорога по Безымянному хребту
Дорога по Безымянному хребту
Последний снег
Последний снег

Погода была отличная, луж и грязи под ногами уже не было. Когда впереди показался большой луг без деревьев и кустарников, стало ясно – перед нами первая Ивановская поляна.

Первая Ивановская поляна
Первая Ивановская поляна
У края поляны
У края поляны

Оттуда можно было спуститься напрямую вниз в поселок Мезмай по тропе, однако у нас была более интересная задумка. Мы решили повернуть налево, следуя дорожному ответвлению, которое уходило наверх на Безымянный хребет.

Дорога заходит в лес
Дорога заходит в лес
На подъёме
На подъёме

Так мы снова оказались в лесу, и когда поднялись до отметки 1400 метров (домик под Заудой находится чуть ниже), то нашему взору открылась еще одна большая поляна, которую называют Желтой (иногда Рыбной). С нее открылся вид на уже знакомые до боли Букву и Разрытую.

Поляна Жёлтая
Поляна Жёлтая
Вдали гора Разрытая
Вдали гора Разрытая

Мы задумали перевалить через хребет и выйти на старую Гуамскую дорогу. От поляны мы начали спуск по волоку вниз. Спуск оказался крутой. Нам удалось сбросить около трехсот метров высоты всего за пятнадцать минут! Особенно трудно на спуске приходилось моему приятелю, он постоянно меня ждал и часто останавливался, так как я не мог так быстро как он бежать вниз по склону из-за страха оступиться. Все было бы ничего, но вдруг волок неожиданно закончился и мы очутились в непролазном лесу.

В лесу на Безымянном хребте
В лесу на Безымянном хребте

Около десяти минут мы изучали окрестные заросли, часто встречая разные виды грибов, но все было безрезультатно, пока случайно не нашли обрыв и не увидели внизу знаменитый Мезмай-камень. Оставалось только резко спуститься вниз. Но это было сделать непросто.

-23

Хотя мы, в конечном итоге, вышли на гуамскую дорогу, по пути нам пришлось пройти через препятствия, например, перешагивать через пни и уворачиваться от колючих веток. От Мезмай-камня, по знакомой узковатой тропке, быстро отправились вниз, все больше теряя высоту. Лес вокруг был уже не горно-пихтового типа, что обычно встречается у границы с лугами, а совсем другой – смешанный и широколиственный. Вот уже на пути появился брод через балку Алебастровую по знаменитой трубе.

Балка Алебастровая
Балка Алебастровая

Кстати, возле старой кладки мы увидели невероятно много черемши. Путь вниз продолжался. После брода дорога заметно расширилась. В тот момент, когда слева показалась стела базы «Глюк», мы повернули по направлению к поселку. База «Глюк» в очередной раз удивила нас своими приколами, такими как «расписание маршруток» и местом «только для зарядки телефонов» (розетка в деревянной конструкции без проводов). Оставалось перейти по висячему мосту реку Курджипс и выбраться к старой узкоколейке, сохранившейся на окраине поселка Мезмай.

В посёлке Мезмай
В посёлке Мезмай
Костин магазин
Костин магазин

Первый раз от Мезмая до Гуамки по УЗК я прошел еще в конце 90-х, в 2012 году я не узнал это место. В Мезмай больше не ходил экскурсионный «паровозик». В 2011 году за Гуамским ущельем сошел оползень, который перекрыл УЗК, и участок ближе к Мезмаю перестал использоваться. Тут тебе и эффект «летающие рельсы» и «рельсы, заросшие бурьяном», в некоторых местах УЗК вообще прерывается! На выходе из поселка поразил мостик с очень узкой проходимой частью, два человека с трудом могут одновременно идти навстречу по этому мостику. Поэтому, мне было совсем не по себе, когда, уже находясь на середине моста, увидел, как навстречу бежит солидных размеров бабуля. Я попытался сделать шаг назад, но за мной выстроилась такая толпа идущих, что отходить всем вместе было как-то тяжеловато. Тогда я попробовал попросить бабулю, чтобы она немного порождала на другом берегу, но она так лихо приближалась ко мне, что оставалось только немного (на десять сантиметров) отступить вправо. Не понимаю, как я вообще удержался с рюкзачищем, но удалось устоять. Как, впрочем, и всем остальным.

Мост через Курджипс за Мезмаем
Мост через Курджипс за Мезмаем
Путь вдоль старой УЗК
Путь вдоль старой УЗК

То, что осталось от оползня, в принципе, мы обошли быстро и легко – а как еще, когда там уже проложили маркированную тропку? Когда мы достигли моста через Сухую балку (с обновленной рядом табличкой) стало сильно припекать солнышко. Не спасало даже наличие рядом Гуамской теснины.

В Гуамском ущелье
В Гуамском ущелье
-30

За мостом перед нами вдруг появилось множество людей всех форм и всех мастей. Люди были практически повсюду, почти у всех из них в руках были фотоаппараты. Забавно все-таки, сколько снимков делается ежегодно в Гуамском ущелье и сколько в каньоне Цице или в каньоне Глубокой балки? Смешно прозвучит, но самое СТРАШНОЕ испытание похода у нас было еще впереди. Когда мы пришли к бывшему домику космонавтов, нам запретили дальше идти пешком, хотя осталось меньше трех километров до остановки маршрутки. А все дело было в том, что добраться до Гуамки можно было только на паровозике из-за того что нахождение туристов на УЗК во время движения «поезда» попало под запрет. Мол, полоса земли для прохода слишком узкая, не везде можно укрыться от «ревущего локомотива»!

Паровозик
Паровозик

За два с небольшим километра нам пришлось отдать двести рублей (цена билета Краснодар-Апшеронск с багажом). Но и это, казалось бы, не самое жуткое. Внутри вагончика во время движения транспорта вдруг началась радио-лекция, в которой сообщалось что-то, по видимому, о Гуамском ущелье, но из-за шума самого «поезда» ничего не было понятно, только резал уши какой-то надрыв в голосе ведущего, сами интонации голоса были какими-то трагическими. И тут, наши внутренние эмоции усилились еще сильнее, когда на середине пути вагончик начал резко покачиваться и слегка периодически наклоняться к заграждениям со стороны обрыва. Мы прижались к двери с другой стороны, на всякий случай, чтобы если на то пошло, выпрыгнуть на безопасную сторону при крушении.

Вид из окна "паровозика"
Вид из окна "паровозика"

Шатающийся «поезд» принес нам редкое бурление адреналина, ибо нет кошмарнее ситуации, когда от тебя ничего не зависит. Особенно к месту были полные скрытой, но нарастающей тревоги интонации радиоведущего, усиливающие полноту картины. И тут сама кульминация – в реке, на самом дне ущелья показался героически погибший много лет назад «поезд»! Это окончательно добило нас. С тех пор мы стали проходить ущелье только пешком. (можно после 6-7 вечера в любой день, а в понедельник и вторник, если они не являются праздничными днями, ущелье для пешего прохода открыто постоянно)

Река Курджипс в посёлке Гуамка
Река Курджипс в посёлке Гуамка
-34

В целом, несмотря на небольшое недоразумение в самом конце, поход более чем удался. До сих пор с удовольствием вспоминаю эту замечательную весну, отличную погоду, тающий снег на лугах, водопад и пещеры, а также замечательные лесные балаганы.

#Гуамка #мезмай #пещера #Лагонаки