Найти тему

7 игр для развития речи малыша. СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Играйте и развивайте речь!
Играйте и развивайте речь!

Лучшая ситуация для развития малыша - игра с предметами или их изображениями

Уровень понимания ребёнком речи, его пассивный словарный запас (слова, которые ребёнок уже знает, но пока не употребляет в собственной активной речи) – необходимая основа всего процесса развития речи малыша. Поэтому развитию понимания речи необходимо уделять достаточно внимания!

Понимание речи можно развивать в ходе повседневного общения, а также развивая словарь по темам. Если же хотите, чтобы речевые занятия с малышом были максимально эффективны, стоит организовать логопедические игры, которые расширяют словарь ребенка.

Обратите внимание: чтобы заинтересовать ребёнка, необходима наглядная основа для игры – используйте различные материалы и игрушки, а также специальные приемы. Вот описание некоторых игр.

Прятки

Перед началом игры разложите в разных местах комнаты (на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах) игрушки. Игрушки – мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведерко и др. – должны быть хорошо видны. Предложите малышу поиграть:

К нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаешь, почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможем Маше найти игрушки. Найди мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. Найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу. И т.д.

В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивайте. Со временем можно давать малышу более задание посложнее – найти и принести сразу две-три игрушки (картинки). В дальнейшем можно использовать не только игрушки, но и разнообразные знакомые детям предметы – например, ложка, книжка, карандаш, платок, яблоко, и др.

Покажи картинку!

Перед началом игры выберете тему, которая будет интересна малышу, и подберите предметные картинки по этой теме. Разложите картинки перед ребёнком – на столе или на полу.

Посмотри, какие красивые картинки. Они все разные. Давай поиграем в интересную игру. Я буду называть слово, а ты слушай внимательно – найди и покажи нужную картинку. Цветок. Правильно, на этой картинке цветок. Следующее слово – птичка. Где же птичка? Вот птичка! И т.д.

В этой игре можно менять темы, используя различные слова и обозначающие их картинки. Изображения должны быть простые, легко узнаваемые. Со временем можно увеличивать как количество используемых в игре картинок.

Повторяй за мной!

Встаньте напротив малыша на достаточном расстоянии. Сначала покажите простые движения и одновременно называйте их. Затем попросите выполнить движения только по слову, уже без показа. Внимательно следите за выполнением движений и при необходимости исправляйте ошибки.

Давай поиграем: я буду отдавать команды, а ты выполняй. Слушай внимательно и не ошибайся! Начали! Иди. Стой. Подними руки вверх. Опусти руки. Сядь. Встань. Прыгай. Беги. Похлопай. Потопай. Поставь руки на пояс. И т.д.

Кто что делает на фото?

Сделайте фотографии, на которых ребенок совершает различные действия. Сначала можно использовать только часть фотографий. Постепенно, по мере усвоения материала, добавляйте остальные. Разложите фотографии перед ребенком.

Посмотри, это твои фотографии. Вот Ванечка. И вот Ванечка. На каждой фотографии ты делаешь что-то интересное. Покажи, где ты сидишь. А где ты кушаешь? Где ты купаешься? И т.д.

Таким же образом можно использовать фотографии других членов семьи, совершающих различные действия.

Покажи, где мама моет посуду. Покажи фотографию, на которой папа забивает гвоздик. Покажи, где братик рисует. И т.д.

Много или мало?

В этой игре можно использовать игрушки небольших размеров – кубики, палочки, мячики и т.п. Разложите перед ребенком кубики, по ходу игры меняйте их количество.

Посмотри, вот кубики. Много кубиков! Приехал грузовик. Положи в кузов грузовика мало кубиков. По дороге из грузовика выпал кубик. Сколько кубиков лежит на дороге? Один кубик!

Эту игру полезно повторять, используя разный предметный материал. Также можно использовать природный материал – жёлуди, шишки, каштаны, осенние листья, камешки. А чтобы малышу было интересно заниматься, придумывайте разные сюжеты для игры.

Где много, а где мало?

Подберите предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве один и много (такой материал легко подготовить и распечатать на принтере самостоятельно). Разложите перед малышом картинки. Затем дайте задание.

Покажите, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы? И т.д.

Где что лежит?

Для игры понадобится коробка с крышкой и несколько игрушек подходящей величины. Поставьте на стол коробку, положите одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки. Сопровождайте свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует выделять с помощью интонации и силы голоса.

Вот карандаш. Я кладу карандаш в коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. И т.д.

После объяснения и демонстрации действий с предметами, предложите малышу действовать по инструкции.

Положи книжку под коробку. Спрячь мишку в коробку. Положи кубик на коробку. И т.д.

Такую игру можно проводить не один раз, меняя предметы, которые мы используем в игре.

Если вы проведёте эти игры со своим малышом не один раз и при этом сможете по-настоящему увлечь его, результат не заставит себя ждать. И вы сможете поменяться с ним ролями - теперь он будет давать вам задания, а вы - выполнять!

Статья написана по материалам книги «Помогите малышу заговорить»

Спасибо, что читаете! Не забывайте подписываться и ставьте лайк - а я, Елена Янушко, буду вас радовать полезными и интересными статьями о развитии и обучении детей от 1 года до 7 лет.