В современном мире все большее число людей подвержено «синдрому бездействия». Нас часто охватывает волнение или даже разочарование собой, если оказывается, что в течение дня не закрыто несколько задач. Мы гонимся за продуктивностью, не понаслышке знаем о том, что такое прокрастинация и боремся с ней всеми доступными нам методами. Но вдруг ее причина кроется не в банальной лени, а в устройстве нашего мозга? Попробуем разобраться.
Прокрастинация – это откладывание дел на потом и спешное их выполнение в последний момент. Встречается мнение, что это лишь витиеватый термин, призванный маскировать лень, ведь «я прокрастинировал» звучит приятнее, чем «я ленился». Однако лень и прокрастинация отличаются, так как лень – это нежелание делать что-либо, и она не предполагает в конечном итоге выполнение действия.
Во всем этом особенно интересно то, что у разных людей может быть разная склонность к прокрастинации. Как сообщает Science Daily, исследователи из Рурского университета в Бохуме (Германия) провели эксперимент на 264-х добровольцах обоих полов и выяснили, что тяга к прокрастинации у людей зашифрована в структуре мозга.
Ученые оценили объем отдельных областей мозга и связь между ними с помощью МРТ-сканирования, а затем попросили испытуемых заполнить опросник, посвященный контролю собственных действий и склонности к прокрастинации.
Оказалось, что у людей с плохим самоконтролем увеличено миндалевидное тело. Также у них наблюдалась ослабленная связь между миндалиной и дорсальной частью передней поясной коры (ППК) мозга.
Основная функция миндалины — оценивать ситуации по их возможному результату и предупреждать о негативных последствиях наших поступков. Передняя поясная кора использует эту информацию, чтобы выбрать, как поступить. Также она блокирует конкурирующие стимулы, которые иначе не позволили бы довести задуманное до конца.
Нарушения в работе описанного выше механизма могут повысить склонность к прокрастинации. Так, увеличенная миндалина заставляет беспокоиться о негативных последствиях действий, в итоге человек будет больше сомневаться и откладывать решение. При этом слабая связь с дорсальной передней поясной корой увеличивает данный эффект, не позволяя отфильтровать конкурирующие стимулы.
Теперь ученые намерены проверить, можно ли повлиять на склонность к прокрастинации путем тренировок или стимуляции мозга. При этом у нас появилось новое оправдание нашей прокрастинации. Мы можем просто говорить: «Да у меня увеличено миндалевидное тело» (нет).