Я часто пишу об интересных личностях различных эпох. Это стало постоянной рубрикой. И сегодня хочу рассказать о человеке, о котором мало кто слышал, но который стал легендой еще при жизни. И легендой стал среди коллег по цеху - самураев эпохи воюющих провинций.
Как и многие герои своей эпохи Киёмаса не родился самураем. Он родился в крестьянской семье и, как и значительная часть его односельчан, поступил на службу к самому Таётоми Хидеёси. Имея колоссальный военный талант, Киёмаса никогда не оставался незаметным. Всегда стараясь сделать больше, чем остальные.
Перечислять его успехи в боях нет смысла. Битвы эти у нас малоизвестны, а отличался он во всех.
Во время первой корейской кампании, возглавляя одну из японских армий, он воспротивился переговорам с китайско-корейским союзом, хотя японская армия была в тяжелой ситуации и пауза была очень нужна. За это его отправили под стражу в замок сюзерена (причиной стал донос.
Во время заключения в городе произошло сильное землетрясение и Киёмаса вырвался из-под стражи и явился в ставку Таётоми Хидеёси, чтобы убедиться, что с его господином все в порядке. Растроганный такой безальтернативной преданностью Хидеёси простил его и вернул на корейский фронт. Причем об этом возвращении стало известно корейской стороне от командующего одной из японских армий. Тот предлагал корейцам убить Киёмаса, перехватив в пути. Покушение не удалось.
За удивительную доблесть противник прозвал его полководцем-дьяволом.
Во время корейской кампании самураям не хватало, видимо, острых ощущений и они стали приобретать новые хобби. Особой популярностью пользовалась охота на тигров, которые в Японии не водились. Оружием служила аркебуза. Это очень напоминало современную охоту. И даже в таком варианте развлечение нередко заканчивалось гибелью охотника. Помимо низкой точности ее очень долго перезаряжать.
Но для Като Киёмаса этого было мало. На тигра он ходил с копьем. Масса амурского тигра достигает 300 килограмм. Это очень крупный и агрессивный хищник. Поход на него с копьем опаснее похода с рогатиной на медведя. Но Киёмаса справлялся и неоднократно.
В конце жизни он пытался примирить Токугава Иеясу с Тоётоми Хидеёри (сыном своего прежнего сюзерена Хидеёси) и ему даже удалось организовать переговоры. Но во время переговоров он умер от кровоизлияния в мозг. И конфликт завершился падением дома Тоётоми.
В синтоизме он до сих пор почитается как божество. Хотя при жизни был адептом буддистского течения нитирэн, причем воинствующим адептом.
Этот человек в крайне жестокой феодальной Японии прошел путь от простого крестьянина, до приемного сына регента, главнокомандующего и крупного даймё, руководившего одной из крупнейших провинций. Пожалуй большее в его эпоху удалось лишь его приемному отцу Таётоми Хидеёси.
Киёмаса стал символом для будущих поколений самураев, эталоном, к которому следовало стремиться каждому.