Найти тему
MAD TOSBY

Кинофестиваль «Blick'20: Го­ризон­ты воз­раста»

Оглавление
Фото ©️ Goethe-Institut Moskau
Фото ©️ Goethe-Institut Moskau

С 12 по 15 но­яб­ря в рам­ках Го­да Гер­ма­нии в Рос­сии в Мос­кве прой­дёт ки­нофес­ти­валь Гё­те-Ин­сти­тута «Blick'20: Го­ризон­ты воз­раста». В Цен­тре до­кумен­таль­но­го ки­но (ЦДК) зри­тели смо­гут уви­деть 7 не­мец­ких до­кумен­таль­ных филь­мов и 2 ко­рот­ко­мет­ражные иг­ро­вые кар­ти­ны, все из ко­торых пос­вя­щены те­ме и ста­рения и от­но­шению к по­жилым лю­дям в сов­ре­мен­ном ми­ре. Фес­ти­валь пред­ста­вит в сво­ей прог­рамме очень раз­но­об­разные ки­нора­боты и рас­смот­рит воп­ро­сы не так час­то зат­ра­гива­емой в ки­нема­тог­ра­фе те­мы с раз­ных уг­лов.

Фес­ти­валь «Blick'20: Го­ризон­ты воз­раста» — это часть про­ек­та «Го­ризон­ты воз­раста», соз­данно­го Ас­трид Ве­ге. В ог­ромном он­лайн-досье (цен­ней­ший ма­тери­ал!), под­го­тов­ленном ин­сти­тутом к фес­ти­валю, мож­но оз­на­комить­ся с са­мыми раз­ны­ми точ­ка­ми зре­ния на воп­ро­сы ста­рения: в досье вхо­дят ав­тор­ские тек­сты спе­ци­алис­тов раз­личных об­ластей, под­касты, ви­део-ин­тервью нес­коль­ких ре­жис­сё­ров и да­же му­зыкаль­ный плей­лист.

Свою не­об­хо­димую для прос­мотра вы­бор­ку из филь­мов, ко­торые бу­дут пред­став­ле­ны на фес­ти­вале, пре­зен­ту­ют ки­нок­ри­тики MAD TOSBY.

«Ночь но­чей» / Die Nacht der Nächte (2018)

реж. Ясе­мин и Нес­рин Шам­де­рели

  • Кинонаграда Баварии Bavarian Film Award за лучший документальный фильм (2017)
  • Международная премьера на фестивале Hot Docs, Торонто (2018)

Фильм «Ночь но­чей» рас­ска­зыва­ет о че­тырёх по­жилых суп­ру­жес­ких па­рах, про­жива­ющих в раз­ных точ­ках пла­неты: в Гер­ма­нии, в США, в Ин­дии и в Япо­нии. Каж­дая из пар бо­лее со­рока лет вмес­те, и их от­но­шения, ес­ли ве­рить филь­му, до сих пор ос­та­ют­ся пре­дель­но ис­крен­ни­ми. Для ха­рак­те­рис­ти­ки та­кого филь­ма нап­ра­шива­ет­ся сло­во «ми­лый». Этот ма­лень­кий и в луч­шем смыс­ле это­го сло­ва «ми­лый» фильм, по­жалуй, у лю­бого ос­та­вит толь­ко при­ят­ные и тёп­лые впе­чат­ле­ния. При­мер­но пол­то­ра ча­са зри­тель бу­дет на­ходить­ся в гос­тях у этих че­тырёх се­мей, наб­лю­дая за их бы­том и выс­лу­шивая раз­ные ис­то­рии об их жиз­ни.

Фото ©️ S2RFilm
Фото ©️ S2RFilm

В этих сю­жетах пе­реп­ле­та­ют­ся не толь­ко под­робнос­ти бы­та, ка­жущи­еся до­воль­но за­бав­ны­ми со сто­роны, как, нап­ри­мер, за­ряд­ка с ве­лот­ре­наже­ром или спо­ры во вре­мя тра­пезы. За каж­дым се­мей­ством сто­ит своя уни­каль­ная ис­то­рия, пре­лесть ко­торой рас­кры­ва­ет­ся в де­талях. Ге­ро­ев филь­ма расс­пра­шива­ют под­робно обо всех осо­бен­ностях их бра­ка, на­чиная со зна­комс­тва и за­кан­чи­вая сов­ре­мен­ным по­ложе­ни­ем дел. Ми­мо ка­меры не про­ходят да­же ин­тимные под­робнос­ти, ко­торые, кста­ти, весь­ма ор­га­нич­но и без осо­бого вы­пячи­вания встро­ены в об­щую дра­матур­гию. Не­ожи­дан­ным сюр­при­зом (при­ят­ным или нет — вы­бирать каж­до­му) мо­жет стать ли­ния па­ры из США, так как это единс­твен­ная го­мосек­су­аль­ная па­ра сре­ди всех че­тырёх. Ли­нию этой па­ры впол­не мож­но счи­тать од­ним из луч­ших при­меров выс­ка­зыва­ния в до­кумен­таль­ном ки­но о го­мосек­су­алах в на­ши дни. Та­кой не­навяз­чи­вос­ти при раз­го­воре на эту те­му ещё сто­ит по­ис­кать. От это­го раз­но­об­ра­зия нес­коль­ких суп­ру­жес­ких жиз­ней вспо­мина­ет­ся фра­за Вла­дими­ра На­боко­ва из ро­мана «Ада», пе­рево­рачи­ва­ющая бо­лее из­вес­тную реп­ли­ку из «Ан­ны Ка­рени­ной»: «Все счас­тли­вые семьи до­воль­но-та­ки не­похо­жи…»

Ибо счастье каж­до­му своё.

Ки­рилл Влас­кин

По­каз сос­то­ит­ся 12 но­яб­ря в 19:00, би­леты.

«Осен­нее зо­лото» / Herbstgold (2010)

реж. Ян Тен­ха­фен

  • Премия кинематографистов на кинофестивале Hot Docs, Торонто (2010)
  • Приз зрительских симпатий на кинофестивале Berlin & Beyond Film Festival, Cан-Франциско (2010)
  • Награда DOC U от молодежного жюри на международном фестивале документального кино в Амстердаме (2010)
  • Гран-при на международном фестивале документального кино в Гуанчжоу (2010)
  • Приз зрительских симпатий на международном фестивале документального кино «Один мир», Прага (2011)
  • Приз зрительских симпатий на международном фестивале документального кино Antenna, Сидней (2011)
  • Приз зрительских симпатий на международном фестивале документального кино Verzio, Будапешт (2011)
  • Приз зрительских симпатий на международном фестивале документального кино «Один мир —Словакия», Братислава (2011)
  • Специальный приз жюри на международном фестивале документального кино E-Dox Film Fiesta в Литве (2011)
  • Гран-при на международном фестивале спортивного кино в Златиборе (2013)

Спе­цифи­ка те­мы, выб­ранной фес­ти­валем Blick'20 для ос­ве­щения в этом го­ду, ав­то­мати­чес­ки нас­тра­ива­ет зри­теля (да и кри­тика) на фи­лософ­ский лад, ко­торый под­ра­зуме­ва­ет об­сужде­ние в пер­вую оче­редь со­дер­жа­ния филь­мов, а не их ху­дожес­твен­ных осо­бен­ностей, по­мога­ющих рас­крыть столь ще­петиль­ную те­му. По­это­му в дан­ном слу­чае не при­ходит­ся го­ворить о ки­но в его чис­том ви­де. Кри­тик вы­нуж­ден от­клю­чить свои ана­лити­чес­кие спо­соб­ности и пе­рек­лю­чить­ся на чувс­твен­ное вос­при­ятие, что сов­сем не слож­но в дан­ной си­ту­ации, ведь те­ма ста­рения зат­ра­гива­ет или зат­ро­нет каж­до­го без ис­клю­чения.

Фото ©️ Gebrueder Beetz Filmproduktion
Фото ©️ Gebrueder Beetz Filmproduktion

Не­мец­кий до­кумен­та­лист Ян Тен­ха­фен для сво­его про­ек­та выб­рал пять глав­ных ге­ро­ев: Ир­жи Со­уку­па, Хер­берта Лид­тке, Иль­зе Плой­гер, Габ­ре Габ­рич и Аль­фре­да Прок­ша. Эти лю­ди из раз­ных ев­ро­пей­ских стран — спорт­сме­ны, ко­торые на мо­мент съ­ёмок го­тови­лись к учас­тию в чем­пи­она­те ми­ра по лёг­кой ат­ле­тике сре­ди мас­те­ров, сос­то­яв­шемся в Фин­ляндии в 2009 го­ду. Вик­тор Цой, ко­торый в от­ли­чие от на­ших ге­ро­ев до ста­рос­ти не до­жил, пел: «Вой­на — де­ло мо­лодых, ле­карс­тво про­тив мор­щин». То же са­мое мно­гие ска­жут и про спорт, ведь ми­ровые ре­кор­ды ста­вят­ся пре­иму­щес­твен­но спорт­сме­нами в воз­расте до 35 лет.

Фото ©️ Gebrueder Beetz Filmproduktion
Фото ©️ Gebrueder Beetz Filmproduktion

Но не тут-то бы­ло. Ир­жи Со­уку­пу из Че­хии 82 го­да, и в нас­то­ящем он пры­гун в вы­соту. Ир­жи бе­гом пре­одо­лева­ет лес­тнич­ные про­лёты и про­водит ежед­невные тре­ниров­ки, что­бы по­корить вы­соту все­го лишь в один метр. Ма­ло? А вы поп­ро­буй­те сде­лать что-то по­доб­ное, ког­да дос­тигне­те та­кого же воз­раста. Хер­берту Лид­тке из Шве­ции — 93, и у не­го своя цель: как мож­но быс­трее про­бежать сто­мет­ровку. Иль­зе Плой­гер — нем­ка, она раз­ми­на­ет­ся на сво­ём бал­ко­не, под­ни­мая но­ги вы­ше го­ловы, а за­тем спе­шит ме­тать яд­ро, что­бы на приб­ли­жа­ющем­ся чем­пи­она­те по­корить дли­ну в шесть мет­ров (и ни сан­ти­мет­ром мень­ше!). Габ­ре Габ­рич, ко­торая от­ка­залась рас­кры­вать свой воз­раст на ка­меру (что в фи­нале кар­ти­ны за неё сде­лала её «под­лая» ка­над­ская со­пер­ни­ца :)) — ис­тинная италь­ян­ка. Она тща­тель­но на­водит кра­соту, пь­ёт ви­но с чип­са­ми и жа­лу­ет­ся на про­яв­ля­емую к ней снис­хо­дитель­ность со сто­роны мо­лодё­жи. Габ­ре за­нима­ет­ся ме­тани­ем дис­ка. В 1936 го­ду она учас­тво­вала в той ле­ген­дарной Олим­пи­аде, про­ведён­ной в на­цист­ской Гер­ма­нии и вос­пе­той Ле­ни Ри­фен­шталь в «Олим­пии» (1936), где ус­та­нови­ла но­вый италь­ян­ский ре­корд. Сей­час её дос­ти­жения ста­ли скром­нее, но во­ля к по­беде за го­ды ста­ла толь­ко бо­лее не­ук­ро­тимой. Она наб­лю­да­ет за со­пер­ни­цами и с го­речью тер­пит по­раже­ния, ес­ли они слу­ча­ют­ся. Но, пред­ставь­те, её луч­шие ре­кор­ды всё ещё впе­реди! Авс­три­ец Аль­фред Прокш, дос­тигший сто­летия (!), то­же учас­тво­вал в Бер­лин­ской Олим­пи­аде. Его путь на чем­пи­онат в Хель­син­ки бу­дет са­мым тер­нистым, ведь ему пред­сто­ит пре­одо­леть сра­зу нес­коль­ко об­ру­шив­шихся проб­лем со здо­ровь­ем, ко­торые вне­сут кор­ректи­вы в его плот­ный гра­фик тре­ниро­вок по ме­танию дис­ка. Аль­фред — из­вес­тный в Авс­трии гра­фичес­кий ди­зай­нер. Гра­фикой, как и спор­том, он за­нимал­ся вплоть до ухо­да из жиз­ни в 2011 го­ду.

Фото ©️ Gebrueder Beetz Filmproduktion
Фото ©️ Gebrueder Beetz Filmproduktion

Чес­тно приз­на­ем­ся, что смот­реть фильм Яна Тен­ха­фена, от­ме­чен­но­го за эту ра­боту мно­гочис­ленны­ми пре­ми­ями, — край­не стыд­но. Прос­то вспом­ни­те, сколь­ко лес­тнич­ных про­лётов вы пре­одо­ле­ете, преж­де чем ум­рё­те от одыш­ки. А пе­ред ва­ми пять ат­ле­тов, од­но­му из ко­торых уже сот­ня лет, но ко­торые сда­дут все нор­мы ГТО на раз. Да, пе­чать вре­мени ос­та­вила на них свой не­из­гла­димый от­пе­чаток, и смот­ришь ты на них уже ско­рее с уми­лени­ем, чем с вос­торгом, но, чёрт по­бери, они не сда­ют­ся, они от­ку­да-то чер­па­ют эти си­лы и на­ходят смысл про­дол­жать жить, в то вре­мя как ты, зная, что сред­няя про­дол­жи­тель­ность жиз­ни в Рос­сии сос­тавля­ет 72 го­да (и по ощу­щени­ям она ка­жет­ся ещё ни­же), на­чина­ешь сда­вать­ся уже к трид­ца­ти, ког­да на­чина­ют­ся толь­ко пер­вые серь­ёз­ные проб­ле­мы со здо­ровь­ем. Об этом ре­жис­сёр и сни­ма­ет свою кро­пот­ли­во вы­пол­ненную кар­ти­ну. Ста­рость те­бя до­гонит и в кон­це кон­цов по­бедит, но у те­бя есть все воз­можнос­ти, что­бы про­жить счас­тли­вую, на­пол­ненную со­быти­ями жизнь, преж­де чем ты от­пра­вишь­ся в веч­ность.

Юля Иса­ева

По­каз сос­то­ит­ся 13 но­яб­ря в 19:00, би­леты.

«За­кат над Гол­ли­вудом» / Sunset Over Hollywood (2018)

реж. Ули Га­уль­ке

  • Фестиваль SXSW, Остин (2019)
  • Международный кинофестиваль в Филадельфии (2019)

Пред­те­чей фи­зичес­ко­го ста­рения яв­ля­ет­ся ощу­щение, что твоё вре­мя в про­фес­сии ис­текло. Ки­нема­тог­раф – од­на из тех па­утин­ных сфер, где лю­ди штур­му­ют не­види­мую вер­ши­ну, пы­та­ясь ощу­тить не­ося­за­емую сла­ву, ко­торая не при­ходит или при­ходит слу­чай­но спус­тя мно­го лет. Ра­бот­ни­ков ки­нема­тог­ра­фа прес­ле­ду­ет под­ве­шен­ное сос­то­яние не­оп­ре­делён­ности, ма­лоду­шие и сла­бая реф­лексия собс­твен­ной ре­али­зации. Од­нажды про­ек­ты за­кан­чи­ва­ют­ся, и нас­ту­па­ет страх пе­ред не­из­бежной пус­то­той пен­сии. Ко­му-то уда­ёт­ся взле­теть на вер­ши­ну, а кто-то нав­сегда ос­та­ёт­ся не­види­мым ра­бот­ни­ком ки­но­ин­дус­трии. Всех этих лю­дей объ­еди­ня­ет ду­шев­ная пре­дан­ность ки­нема­тог­ра­фу, же­лание го­ворить о нём и под­держи­вать жизнь в ки­но. За­вер­ше­ние это­го пу­ти, сво­еоб­разную ко­лыбель за­печат­лел в сво­ей кар­ти­не не­мец Ули Га­уль­ке («Же­нись на мне» (2003), «Ро­зовое так­си» (2009)), рас­ска­зав о до­ме прес­та­релых в Се­вер­ном Гол­ли­вуде, ос­но­ван­ном фон­дом Motion Picture & Television.

Фото ©️ Piffl Medien Filmverleih / Fruitmarket Arts & Media GmbH
Фото ©️ Piffl Medien Filmverleih / Fruitmarket Arts & Media GmbH

Пре­дубеж­де­ние о том, что дом прес­та­релых — это мес­то бро­шен­ных и не­нуж­ных, оп­ро­вер­га­ет­ся с пер­вых ми­нут. Мы ви­дим сол­нечные лу­жай­ки, элек­тро­кары и кам­пу­сы, где ве­тера­ны ки­но про­водят вре­мя. Здесь ужи­ва­ют­ся вмес­те про­дюсе­ры, ак­тё­ры и ак­три­сы вто­рого пла­на, быв­шие чле­ны съ­ёмоч­ных групп, ко­торые хо­тят под­держи­вать ак­тивную де­ятель­ность, дис­ку­тиро­вать и ана­лизи­ровать. В не­тороп­ли­вом раз­ме­рен­ном рит­ме под­чёр­кну­та че­реда пор­тре­тов быв­ших ра­бот­ни­ков ки­но­ин­дус­трии, сре­ди ко­торых, нап­ри­мер, сын ле­ген­дарно­го про­дюсе­ра Дэ­вида О. Сел­зни­ка (прод. «Уне­сён­ные вет­ром» (1939)) Дэ­ни­эл. Об­сужде­ния «Ка­саб­ланки» (1942), вос­по­мина­ний, чте­ние сти­хов под­бра­сыва­ют дре­веси­ну в кос­тёр жиз­ни и не да­ют за­тухать ин­те­ресу к ней. В по-до­маш­не­му спо­кой­ной и ко­лорит­ной сти­лис­ти­ке Ули Га­уль­ке до­казы­ва­ет, что на­сыщен­ная жизнь по­жилых лю­дей за во­семь­де­сят не миф, а дос­ти­жимая цель тех, кто дей­стви­тель­но же­ла­ет за­ботить­ся о сво­их ве­тера­нах.

Ан­тон Чек­лу­ев

По­каз сос­то­ит­ся 14 но­яб­ря в 21:00, би­леты.

«Ви­зит» /  Der Besuch (2018)

реж. Крис­ти­ан Вер­нер

  • Приз зрительских симпатий программы «Длинная ночь короткометражек» на международном фестивале кино для детей и юношества Schlingel, Хемниц (2018)
  • Приз Biber за лучший короткометражный фильм на кинофестивале в Биберахе (2018)
  • Специальный приз жюри на 16-м фестивале Concours de courts, Тулуз (2019)
  • Специальный приз жюри на 52-м Международном кинофестивале в Хьюстоне Worldfest-Houston (2019)
  • Награда лучшему актёру на 49-м Ежегодном кинофестивале США в Далласе (2019)
  • Приз зрительских симпатий на 4-м Международном кинофестивале в Пафосе (2019)
  • Специальное упоминание членом жюри Максимом Фейерсом на 1-м Международном кинофестивале в Петергофе (2019)
  • Награда за лучший сценарий на 10-м Аудиовизуальном фестивале для детей и юношества Ficaij в Венесуэле (2019)
  • Приз зрительских симпатий на 7-м фестивале короткого метра Eat my shorts, Хаген (2019)

Кла­усу уже шесть­де­сят, и он во­лон­тё­рит Сан­та-Кла­усом в тор­го­вом цен­тре. Од­нажды он по­нима­ет, что тер­петь «кон­вей­ер» из де­тей боль­ше не мо­жет, и по­тому ре­ша­ет ос­та­вить эту ра­боту. Всё из­ме­нит зво­нок от мед­сес­тры из от­де­ления дет­ской ин­тенсив­ной те­рапии…

Ко­рот­ко­мет­ражный фильм «Ви­зит» Крис­ти­ана Вер­не­ра — это ре­алис­тичная рож­дес­твенская сказ­ка-прит­ча об об­ре­тении по­терян­ных доб­ро­ты и ду­шев­но­го теп­ла. Раз­ва­лива­ющий­ся, слов­но не­нуж­ные рож­дес­твенские де­кора­ции, мир Кла­уса (Мат­ти­ас Брен­нер) пог­ру­жён во мрак и хо­лод (на что у ге­роя есть обос­но­ван­ные при­чины) — его ду­ша ог­ру­бела, и в ней боль­ше нет мес­та теп­лу. Но, слов­но у­ай­лдов­ский Ве­ликан, глав­ный ге­рой в ито­ге от­та­ива­ет, и зас­ко­руз­лая кор­ка его ду­ши трес­ка­ет­ся, об­на­жая глу­боко уб­ранные бы­лые тёп­лые чувс­тва.

Фото ©️ Christian Werner
Фото ©️ Christian Werner

Ко­рот­кий метр — ещё бо­лее слож­ный фор­мат, чем пол­но­мет­ражное ки­но. В нес­коль­ко ми­нут не­об­хо­димо чёт­ко и яс­но умес­тить за­думан­ную ис­то­рию. По­это­му од­но­го нар­ра­тива в та­ком кон­цен­три­рован­ном ви­де яв­но не­дос­та­точ­но: на по­мощь при­ходит инс­тру­мен­та­рий средств ху­дожес­твен­ной вы­рази­тель­нос­ти. В этом ко­рот­ко­мет­ражном филь­ме с по­мощью од­ной лишь иг­ры с то­новым ре­шени­ем прос­транс­тва рас­ска­зана ис­то­рия Кла­уса за скоб­ка­ми про­ис­хо­дящих со­бытий, а ор­га­нич­ное упо­мина­ние в ди­ало­гах под­креп­ля­ет до­гад­ки зри­теля, скла­дывая пазл ис­то­рии во­еди­но. Коль­це­вая ком­по­зиция ло­гич­но за­вер­ша­ет ис­то­рию, наг­лядно по­казы­вая из­ме­нения в ду­ше ге­роя и при­зывая зри­теля прис­лу­шать­ся и сде­лать вы­воды.

Ксе­ния Мас­ленни­кова

По­каз сос­то­ит­ся 15 но­яб­ря в 17:00, би­леты.

Филь­мы бу­дут де­монс­три­ровать­ся на язы­ке ори­гина­ла с рус­ски­ми суб­титра­ми.

Оз­на­комить­ся с ин­форма­ци­ей и при­об­рести би­ле­ты на филь­мы фес­ти­валя мож­но на офи­ци­аль­ном сай­те Гё­те-Ин­сти­тута.