Некоторые спрашивают: зачем надо молиться, если самого человека уже нет на этом свете?
Такие молитвы очень помогают как тем, за кого мы молимся, так и самим молящимся.
Для тех, за кого мы просим, наши молитвы важны, потому что:
- сами они уже не могут за себя молиться.
Можно современным языком сформулировать так: это правила игры; молятся непосредственно в этой жизни – а по ту сторону уже идет оценка, «взвешивание души на весах»;
- особенно полезны такие молитвы в 1-ые 40 дней после ухода человека. Именно в это время, по христианским поверьям, решается, где будет существовать душа.
Также в эти 40 дней идут испытания, или, говоря на сей раз старым языком, воздушные мытарства души. И любая молитва об усопшем будет полезным подспорьем на том пути.
В «Житии преподобного Василия Нового», написанном в X в., указывается, что в эти 40 дней душе представляются ее грехи и добрые дела, совершенные в земной жизни, и для того, чтобы пройти такой частный суд в преддверии общего Суда в будущем, дОлжно, чтобы добрые дела перевесили.
Вот тут и помогут наши молитвы при добром движении сердца.
Для самого просящего такие молитвы полезны, потому что:
- они помогают его собственной душе. Любая молитва – богоугодное дело, спасающее души. Когда человек молится – это уже польза. Когда он молится за другого – это еще бОльшая польза, а тем более если он просит за того, кому в этой жизни мы уже не можем сказать, что молились за него, – поскольку это своего рода акт бескорыстия;
Очень хорошо сказано в Новом Завете: тот, кто хвалится своими добрыми делами, на Небе не получит за это награду, ведь он уже получил ее здесь – в виде похвал тех, перед кем хвалился.
Как говорится, сделал доброе дело – кидай концы в воду, т. е. не болтай о нем.
- они действуют и как своего рода психотерапевтический прием. Читая молитвы, человек успокаивается; начинает принимать ситуацию; понимает, что все идет, как задумано не нами, но Свыше.
Таким образом, молящийся получает надежду и утешение. Не зря Священное Писание говорит: «Молитва моя в недро мое возвратится».
А вот предаваться унынию не очень хорошо как для вас самих, так и для ушедшего. Ему нужна ваша действенная поддержка. Старайтесь думать светло – насколько возможно в таких условиях.
Хорошо читать:
- разные молитвы об усопших – как общие, так и специальные.
Например, для тех, кто ушел от нас некрещеным, нужен канон Святому Мученику Уару. А о тех, кто не успел принять покаяние, читают конкретно канон Преподобному Паисию Великому и молитву Преподобного Льва Оптинского;
- каноны об усопших (причем, как правило, их можно читать как за душу 1 человека, так и за души нескольких);
- Литию – это и окончание канонов, и текст, который можно читать сам по себе;
- Панихиду (она может читаться не только в церкви священником, но и мирянами дома самостоятельно);
- кафизмы;
Стихословие, иногда называемое кафизмами, является частью Псалтыри.
- Псалтырь. Имейте в виду, что это очень длинный текст, его чтение может занять у вас несколько часов. А прерывать его чтение нежелательно даже ночью. Святые отцы Церкви говорили: «Лучше солнцу остановиться, чем прекратить чтение Псалтыри». Поэтому выберите время для этого специально.
Преподобный Макарий Египетский имел видение, когда ему было дано узнать, что благодаря молитвам облегчение получают даже бoльшие гpeшники.
Также многие интересуются: надо заказывать молитвы в храмах, читать самим или делать то и другое?
Заказывать сорокоусты в храмах, конечно, надо. Но важно делать это не вмЕсто ваших личных молитв, а вмЕсте с вашими личными молитвами.
Горячими молитвами можно вымолить души даже тех, кто oчeнь нaгpeшил. Даже вымoлить душу из aдa. Вот такая бoльшaя помощь может быть от ваших молитв. И если вы забыли текст и (или) у вас его нет, главное – это молитва от души. А конкретные слова – это уже вторично…
П. с. Также для вас лично читайте молитвы при унынии.