Трехэтажное здание в старом городе, выполненное в стиле неоренессанс, было построено в 1878-1881 годах. Конкурс на разработку проекта в 1877-м был размещен в журнале "Зодчий". Победил в нем модный по тем временам архитектор, преподаватель Петербургского строительного училища, Виктор Александрович Шретер, получив за это солидную премию в 200 рублей. Виктор Александрович - человек с именем, он приложил руку к десяткам доходных домов и особняков Санкт-Петербурга, являясь при этом Профессором архитектуры Императорской академии художеств.
Заказчиком дорогостоящей резиденции являлась семья Субботиных, богатейшие люди Самары того времени, сделавшие солидный капитал на торговле зерном. На пике свой состоятельности, глава семейства Петр Семенович Субботин владел двумя паровыми мельницами, пятью пароходами и сорока хлебными баржами, имея большие участки земли в Бузулукском, Ставропольском и Новоузенском районах Самарской губернии. Кроме того, в 1883-1884 годах Петр Семенович занимал пост городского головы.
Тем не менее, уже вскоре после постройки, дела у клана Субботиных пошли на спад. Вероятно, это было связано с чередой неурожаев и финансовым кризисом в Российской Империи на рубеже веков. Дом был продан на аукционе купцу 1-й гильдии Антону Николаевичу Шихобалову, и новый хозяин сходу начал сдавать помещения особняка в аренду различным предприятиям, разместив там фирменный магазин, склады и контору местного коньячно-водочного завода.
В начале 20-го века особняк получил еще одно название - "Дом Губернатора". В период с 1906 по 1910 годы здание сдавали в аренду для местопребывания самарских управленцев. В советское время особняк разместил в себе административно-хозяйственную часть самарского электромеханического завода. Разные источники, начиная с 1980-х годов признают «Особняк Субботина-Шихобалова» памятником исторического и культурного наследия федерального значения. Окончательно правовой статус был определен указом президента в 1995 году, когда его внесли в первый раздел списка "Историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов".
Снаружи особняк выглядит уставшим. Местами выбиты стекла, взамен оконных рам на первом этаже теперь стоят массивные решетки и профнастил, лепнина и отделка фасада отваливаются, благодаря чему складывается впечатление, что ловить в разрушающемся трехэтажном доме абсолютно нечего. Но для меня это здание продолжает являться одним из любимых сооружений в старом городе.
Дом губернатора всегда привлекал своей недоступностью и отчужденностью от плотной исторической застройки 19-20 веков - вокруг в радиусе двухста метров только АЗС, промзона и несколько отдельностоящих жилых домов. Каждый раз попадание внутрь было довольно щекотливым и возможным только в ночное время. Храп охранника оказывает некоторый дискомфорт, заставляя подстраивать под себя громкость шагов.
ЧОП работает внутри очень давно. Он живет там днем, ночует ночью и заводит себе кошечек. Возможно, кто-то смотрит в камеры видеонаблюдения. Благодаря этому особняк все еще сохраняет свой вид в идеально-подгнившем состоянии. Потому что архитектура тех времен максимально красива в двух проявлениях - после постройки и сдачи в эксплуатацию или вот в таком.
Однажды человек в черной форме с нашивками, защищающий белые стены, отсутствовал и чернеющие дверные проемы шикарной некогда резиденции первых лиц Самарской губернии впустили посторонних с фонариками, а из двух шерстяных питомцев убежал только черненький, едва заметив непривычный для себя яркий свет. Инь и янь локации был нарушен, но только на один час. В тот момент, взяв под мышку упитанного белого кота, приятно замурчавшего на руках, я понял - в этот вечер мне ничто не помешает насладиться красивейшими интерьерами легендарного особняка.