Найти в Дзене
KAVKAZ

Карачаевцы

Карачаевская семья. Фото Д. И. Ермакова. Кон. 19 в. Российский этнографический музей (Санкт-Петербург).
Карачаевская семья. Фото Д. И. Ермакова. Кон. 19 в. Российский этнографический музей (Санкт-Петербург).
Карачаевцы, аул Къарт-Джурт. 1867
Карачаевцы, аул Къарт-Джурт. 1867
-3

 (са­мо­на­зва­ние – къра­чай­лы­ла, таулу ) тюркский на­род в Рос­сии, основном на­се­ле­ние Ка­ра­чае­во-Чер­ке­сии

Карачаевцы составляют большую часть населения Карачаево-Черкесии.Жи­вут так­же в Тур­ции, Егип­те, Си­рии, США и других. Об­щая чис­лен­ность около 300 тысяч человек. За ру­бе­жом карачаевцы на­зы­ва­ют так­же выходцев из Бал­ка­рии. Го­во­рят на ка­ра­чае­во-бал­кар­ском язы­ке, около 95% вла­де­ют русским языком. Ве­рую­щие - му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Име­ют об­щее про­ис­хо­ж­де­ние, куль­ту­ру и язык с бал­кар­ца­ми. В XVI-XVIII веках тер­ри­то­рия рас­се­ле­ния карачаевцев и бал­кар­цев на­зы­ва­лась Ка­ра­чай, или Ка­ра­чи, а её на­се­ле­ние - ка­ра­чолс, ка­ра­чио­лис, ге­рач-халк. Пер­вое упо­ми­на­ние о Ка­ра­чае, или Ка­ра­чер­кас­ской зем­ле, встре­ча­ет­ся в русских ис­точ­ни­ках - в от­пис­ке по­соль­ст­ва Московского государства к крым­ско­му ха­ну 1501 году. В хо­де мон­го­ло-татарского на­ше­ст­вия и по­хо­дов Ти­му­ра (XIII-XIV века) эт­ническая тер­ри­то­рия карачаевцев су­зи­лась до вер­ховь­ев Те­ре­ка и Ку­ба­ни. Пос­ле Кав­каз­ской вой­ны 1817-1864 годов часть карачаевцев пе­ре­се­ли­лась в Ос­ман­скую им­пе­рию. В 1865-1871 годах зем­ли карачаевцев со­став­ля­ли Эльб­рус­ский ок­руг Ку­бан­ской обл. В 1917 году в со­ста­ве Гор­ской рес­пуб­ли­ки был об­ра­зо­ван Ка­ра­чае­во-Бал­кар­ский штат, в 1920 году в со­ста­ве Гор­ской АССР - Ка­ра­ча­ев­ский национальный ок­руг. В 1922 году об­ра­зо­ва­на Ка­ра­чае­во-Чер­кес­ская АО, в 1926 году - Ка­ра­ча­ев­ская АО. В 1943 году бы­ли де­пор­ти­ро­ва­ны в Среднюю Азию, по­сле 1957 года боль­шин­ст­во карачаевцев вер­ну­лось на ро­ди­ну.

Тра­диционная куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Кав­ка­за (смотрите в статье Азия). Основные за­ня­тия - от­гон­ное ско­то­вод­ст­во и тер­рас­ное зем­ле­де­лие. Бы­ли раз­ви­ты резь­ба по де­ре­ву и кам­ню, ков­ро­тка­че­ст­во, про­изводство вой­ло­ка. Жи­ли­ще (так называемый ка­ра­ча­ев­ский дом) сруб­ное, с дву­скат­ной кров­лей и при­стен­ным оча­гом-ка­ми­ном. Знать строи­ла «де­ре­вян­ные зам­ки» (ба­шы джа­былгъ­ан ар­баз), жи­лые и хо­зяйственные по­ме­ще­ния ко­то­рых вы­хо­ди­ли на внут­рен­ний двор с га­ле­ре­ей, опи­раю­щей­ся на 4-уголь­ные в се­че­нии за­бу­то­ван­ные внут­ри и ош­ту­ка­ту­рен­ные сна­ру­жи ко­лон­ны. Из оде­ж­ды свое­об­раз­ны ко­рот­кая муж­ская на­кид­ка из вой­ло­ка или шку­ры с ка­пю­шо­ном (ге­бе­нек), шу­ба (тё­ре­чи­ле кий­им, тё­ре­чи­ле­ни тон­ла­ры) из вол­чь­е­го или бе­личь­е­го ме­ха, ко­то­рую на­де­ва­ли су­дьи.

Об­ще­ст­во де­ли­лось на со­сло­вия: знать (бий, чан­ка и ту­ма, или эсек­ку-эль­туд), дво­ря­не, или уз­де­ни (по­том­ст­вен­ные - бе­лые уз­де­ни, сыр­ма­ёз­ден­ле, или сый­лы­ёз­ден­ле, трёх раз­ря­дов: ул­лу­ёз­ден­ле, са­рай­ма­ёз­ден­ле и кер­ти­ёз­ден­ле; не­знат­ные - чёр­ные уз­де­ни, ка­ра­ёз­ден­ле, или сый­сы­зёз­ден­ле, трёх раз­ря­дов: тю­зёз­ден­ле, тё­ге­ре­кёз­ден­ле и тё­бе­нёз­ден­ле, или ка­ра­ки­ши­ле), и кре­сть­я­не (го­су­дар­ст­вен­ные - эс­киа­зат­ла, азат­ла, или сар­кит­ле; вла­дель­че­ские - къул­ла и къа­ракъ­ул­ла). Се­ле­ния (тий­ре) бы­ли кня­же­ски­ми (бий-кьа­бак), уз­ден­ски­ми (ёз­ден-кьа­бак), кре­сть­ян­ски­ми (къул-къа­бак) и се­ле­ния­ми воль­но­от­пущен­ни­ков (азат­ла-къа­бак), объ­е­ди­ня­лись в об­ще­ст­ва (джа­маа­ты, джа­магъ­а­ты), управ­ляв­шие­ся пред­ста­ви­те­ля­ми кня­зя - не­кху­да­ми. Из уз­де­ней фор­ми­ро­ва­лась кня­же­ская дру­жи­на. Кня­зья име­ли так­же вое­ни­зи­рованные от­ря­ды кул­каза­ков (къул­къ­а­закъ­лар), ко­то­рые про­жи­ва­ли в спе­ци­аль­но для них по­стро­ен­ных ка­зар­мах. Административный центр Ка­ра­чая на­хо­дил­ся в Кюн­нюм-Къа­ла (воз­ле современных сёл Карт-Джурт, Хур­зук и Уч­ку­лан). Тра­диционное управ­ле­ние в це­лом со­хра­ня­лось до середины XIX века.

Карачаевцы име­ют раз­ви­тый до­му­суль­ман­ский пан­те­он, воз­глав­ляе­мый Тей­ри (Хан Тей­ри, Тей­ри-Хан); в не­го вхо­ди­ли и хри­сти­ан­ские пер­со­на­жи: Бай­рым (от Ма­ри­ем - Де­ва Ма­рия) - по­кро­ви­тель­ни­ца ма­те­рин­ст­ва, Ба­рас (от святой Па­ра­ске­вы Пят­ни­цы) - по­кро­ви­тель­ни­ца тка­че­ст­ва, Гюр­ге (от святого Ге­ор­гия) - по­кро­ви­тель до­рог в иной мир, Элия (от святого Илии) - мол­нии и так далее. С бо­же­ст­вом гро­ма Чоп­па был свя­зан празд­ник Чоп­па-Той, вес­ной от­ме­ча­ли празд­ник Гол­лу. Сре­ди карачаевцев рас­про­стра­ни­лись су­фий­ские ор­де­на Ка­ди­рийя (XVIII век) и На­кшбан­дийя (начало XX века). Музыкальный фольк­лор карачаевцев един с бал­кар­с­ким.