(самоназвание – кърачайлыла, таулу ) тюркский народ в России, основном население Карачаево-Черкесии
Карачаевцы составляют большую часть населения Карачаево-Черкесии.Живут также в Турции, Египте, Сирии, США и других. Общая численность около 300 тысяч человек. За рубежом карачаевцы называют также выходцев из Балкарии. Говорят на карачаево-балкарском языке, около 95% владеют русским языком. Верующие - мусульмане-сунниты.
Имеют общее происхождение, культуру и язык с балкарцами. В XVI-XVIII веках территория расселения карачаевцев и балкарцев называлась Карачай, или Карачи, а её население - карачолс, карачиолис, герач-халк. Первое упоминание о Карачае, или Карачеркасской земле, встречается в русских источниках - в отписке посольства Московского государства к крымскому хану 1501 году. В ходе монголо-татарского нашествия и походов Тимура (XIII-XIV века) этническая территория карачаевцев сузилась до верховьев Терека и Кубани. После Кавказской войны 1817-1864 годов часть карачаевцев переселилась в Османскую империю. В 1865-1871 годах земли карачаевцев составляли Эльбрусский округ Кубанской обл. В 1917 году в составе Горской республики был образован Карачаево-Балкарский штат, в 1920 году в составе Горской АССР - Карачаевский национальный округ. В 1922 году образована Карачаево-Черкесская АО, в 1926 году - Карачаевская АО. В 1943 году были депортированы в Среднюю Азию, после 1957 года большинство карачаевцев вернулось на родину.
Традиционная культура типична для народов Кавказа (смотрите в статье Азия). Основные занятия - отгонное скотоводство и террасное земледелие. Были развиты резьба по дереву и камню, ковроткачество, производство войлока. Жилище (так называемый карачаевский дом) срубное, с двускатной кровлей и пристенным очагом-камином. Знать строила «деревянные замки» (башы джабылгъан арбаз), жилые и хозяйственные помещения которых выходили на внутренний двор с галереей, опирающейся на 4-угольные в сечении забутованные внутри и оштукатуренные снаружи колонны. Из одежды своеобразны короткая мужская накидка из войлока или шкуры с капюшоном (гебенек), шуба (тёречиле кийим, тёречилени тонлары) из волчьего или беличьего меха, которую надевали судьи.
Общество делилось на сословия: знать (бий, чанка и тума, или эсекку-эльтуд), дворяне, или уздени (потомственные - белые уздени, сырмаёзденле, или сыйлыёзденле, трёх разрядов: уллуёзденле, сараймаёзденле и кертиёзденле; незнатные - чёрные уздени, караёзденле, или сыйсызёзденле, трёх разрядов: тюзёзденле, тёгерекёзденле и тёбенёзденле, или каракишиле), и крестьяне (государственные - эскиазатла, азатла, или саркитле; владельческие - къулла и къаракъулла). Селения (тийре) были княжескими (бий-кьабак), узденскими (ёзден-кьабак), крестьянскими (къул-къабак) и селениями вольноотпущенников (азатла-къабак), объединялись в общества (джамааты, джамагъаты), управлявшиеся представителями князя - некхудами. Из узденей формировалась княжеская дружина. Князья имели также военизированные отряды кулказаков (къулкъазакълар), которые проживали в специально для них построенных казармах. Административный центр Карачая находился в Кюннюм-Къала (возле современных сёл Карт-Джурт, Хурзук и Учкулан). Традиционное управление в целом сохранялось до середины XIX века.
Карачаевцы имеют развитый домусульманский пантеон, возглавляемый Тейри (Хан Тейри, Тейри-Хан); в него входили и христианские персонажи: Байрым (от Марием - Дева Мария) - покровительница материнства, Барас (от святой Параскевы Пятницы) - покровительница ткачества, Гюрге (от святого Георгия) - покровитель дорог в иной мир, Элия (от святого Илии) - молнии и так далее. С божеством грома Чоппа был связан праздник Чоппа-Той, весной отмечали праздник Голлу. Среди карачаевцев распространились суфийские ордена Кадирийя (XVIII век) и Накшбандийя (начало XX века). Музыкальный фольклор карачаевцев един с балкарским.